TOP

«Оружие» массового поражения

Технический прогресс сыграл с белорусами плохую шутку: психиатры, медики, социальные педагоги, психологи и другие специалисты отчаянно пытаются привлечь внимание государства и общественности к напасти, имя которой — интернет.

В настоящее время в психологии интенсивно исследуется феномен «зависимости от интернета или интернет-аддикции». В самом общем виде интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования интернетом». Поведенчески проявляется в том, что наши граждане — дети и взрослые — предпочитают существующим реалиям «жизнь в интернете», проводя в ней до 18 часов и более.

«Клава» важнее, чем сын

Два месяца назад в Барановичах суд лишил родительских прав мать-одиночку из-за того, что 31-летняя женщина совсем перестала заботиться о сыне-второкласснике. Мама Кирилла Ирина — с непростой, как принято говорить, судьбой. Замужем не была, а тот, кого она считает отцом ребенка, сына не признает…

На недосмотренного мальчика первыми обратили внимание учителя школы, где он учился. Мама нигде не работала, он выглядел очень неухоженным, вырастал из старых вещей, а новых ему не покупали, ходил в том, что есть. Как собрался утром сам в школу — так и пошел. Мог прийти на босу ногу… Социальные педагоги принялись выяснять, почему способный и добрый мальчик выглядит, как беспризорник. Оказалось, что его мама полностью погрузилась в виртуальный мир.

Как могла, ухаживала за Кириллом бабушка, но слабое здоровье не позволяло ей взять опеку над ребенком. Пожилая женщина долго старалась сама справиться с зависимостью дочери от компьютера — прятала шнуры от ноутбука, отключала интернет, но Ирина находила выход из любой ситуации. Тогда за дело взялись органы опеки. Поначалу нерадивая мать вроде бы пошла навстречу. Согласилась работать в школе техничкой, но ее хватило всего на полгода и, когда «сорвалась» в очередной раз, пришлось ее уволить «по статье». Учителя попытались вразумить ее снова, но она перестала отвечать на звонки, открывать двери квартиры. Кстати, добивались Ирину и коммунальные службы: из-за долгов по оплате квартиры.

Уже были готовы документы о признании мальчика нуждающимся в госзащите, настал момент решать, что делать с ребенком.

— Пять дней двери квартиры были закрыты. Мы оставляли записки, участкового привлекали, чтобы хоть как-то ее достать, — рассказала завуч школы. — Заволновались, жива ли она. Вызвали МЧС. Спасатели развернули лестницу и влезли на третий этаж через балкон. В этот момент она лежала на диване с ноутбуком. И не могла ответить, почему так себя ведет!

По решению комиссии райисполкома мальчика временно забрали у матери, чтобы она смогла привести свою жизнь в порядок. В качестве условий ей поставили найти постоянную работу и пройти лечение в психоневрологическом диспансере. Но, по мнению органов опеки, женщина не сделала ни одного шага для того, чтобы забрать Кирилла домой. Тогда дело было передано в суд, который лишил непьющую (!) мать родительских прав.

…Кирилла забрали у мамы год назад. Сейчас он живет в детском доме семейного типа у родителей-воспитателей Ирины и Александра Бирюковых, в просторном двухэтажном доме в Барановичах. Супруги воспитывают четверо родных детей и еще восемь приемных. Кирилл танцует в народном ансамбле, ходит в воскресную школу, вместе со всей семьей участвует в благотворительных концертах. Мальчик, похоже, действительно счастлив. Но!

— Из всех детей такой привязанности к маме, как у Кирилла, я еще не видела, — разуверила мама-воспитатель Ирина. — Я вижу, как он переживает разлуку с ней, а она перестала приходить на встречи с сыном, редко звонит. Последний мой разговор с ней был в июне. Кирилл с подарком поехал на день рождения к маме, которая, мягко говоря, его проигнорировала. Он и в церковь ее приглашал: мальчишке хочется, чтобы она была рядом, постоянно ищет ее глазами… Я очень хотела бы, но не верю, что эта женщина сможет восстановиться в родительских правах. Бабушка сказала Кириллу, что его забрали, потому что мама плохо за ним ухаживает. Говорит, он все понял. Нет! Он понял, что его мама предала! Представьте, если бы вам сказали: «Не хочу за тобой ухаживать — иди в интернат!» Собаку мама дома оставила, кошку — оставила, а он не нужен…

Кстати, возвращение детей родителям может быть произведено по решению суда, исходя из интересов детей и при наличии доказательств, свидетельствующих, что отпали причины, послужившие основанием к лишению родительских прав, сказано в постановлении пленума Верховного суда РБ (26 сентября 2002, № 7).

При этом орган опеки готовит акт обследования жилищно-бытовых условий родителя. Понадобится характеристика с места работы и справка о доходах. Суд может запросить информацию из органов внутренних дел, справку об участии родителей в воспитании ребенка из учреждения образования и другие документы. Если ребенка усыновили, восстановиться в правах нельзя.

Бабушкина страсть

И милиция, и СМИ без устали предупреждают об интернет-мошенниках, но доверчивые, откровенно любящие разную халяву белорусы становятся для них легкой добычей.

Сегодня мошенники, промышляющие «письмами счастья», чутко отзываются на мировые события. Начинали они несколько лет назад с писем от «богатых нигерийцев», пострадавших от репрессий, но успевших спрятать в укромном месте чемоданы с долларами. Потом на интернет-сцену вышел бравый американский генерал, который во время спецоперации в Ираке эти самые чемоданы перепрятал. Сейчас главный герой женских виртуальных страданий-мелодрам — хирург, работающий по контракту в Сирии. Доллары он переложил из чемоданов в два мешка и, разумеется, остро нуждается в душевной женщине, которая взяла бы эти мешки на хранение… Думаете, все это — чушь собачья? Ничего подобного!

Оршанские следователи ведут дело о мошенничестве, совершенном в отношении 65-летней пенсионерки. Женщина познакомилась по переписке с мужчиной, который именно так ей и представился: врач-хирург из Америки, работаю в Сирии. Ненавязчиво, но подробно рассказал об уютном домике в Нью-Йорке и прочей недвижимости, принадлежащей ему. Сделал комплимент Беларуси как уникальному государству с его открытостью и, конечно, комплимент в адрес новой подруги — лучшей женщины в этом лучшем из миров. Как ему хочется переехать в Беларусь после надоевшего хуже горькой редьки контракта!

Влюбленная женщина долго преподавала в школе английский язык, поэтому переписка шла бойко, без искажающих смысл онлайн-переводчиков. Примерно через два месяца виртуальный друг поделился страшным секретом: ему по случаю удалось разжиться двумя мешками долларов. Мешочки так себе — миллионов на десять каждый. И эти миллионы он мечтает инвестировать в белорусскую экономику. Но это после окончания контракта и выхода на выстраданную пенсию. А пока, доверяя белорусской подруге, хочет передать их на ответственное хранение…

По информации Оршанского межрайонного отдела Следственного комитета, собеседник попросил женщину связаться со своим агентом, чтобы оформить необходимые для передачи денег документы. Дальнейшая переписка по поводу денег шла уже с «агентом», а с виртуальным другом она продолжала активно общаться. Несколько раз женщина переводила на указанные «агентом» счета крупные суммы денег, которые были нужны якобы для оформления передачи ей валюты. Потом поступило грустное сообщение: мешки с долларами через границу переправить не удалось, и деньги срочно переведены на счет в африканском государстве Гана. Несколько раз она переводила деньги и туда, на счета, номера которых ей сообщал уже другой «агент».

Бывшая учительница потратила все свои сбережения — около трех тысяч долларов — и еще тысяч на семь влезла в долги. Но сама она так и не заподозрила, что ее обманывают. Тревогу забили взрослые дочери, когда мать попросила у них в очередной раз в долг крупную сумму.

Трудно поверить, но кроме денег влюбленная пенсионерка переслала мошеннику копии всех своих документов — от паспорта до документов на квартиру. Открыла валютный счет, куда ей обещали перевести деньги. Но, конечно, никаких поступлений она так и не дождалась. А лихой «хирург» исчез в бескрайней «всемирной паутине», вероятно, подвернулся очередной «контракт»…

Лечиться надо!

— Интернет-зависимость является хронической и прогрессирующей болезнью, — уверен психолог-психотерапевт Олег Неведомский. — К сожалению, в Беларуси пока к этой проблеме нет ни внимания, ни должного серьезного подхода. Между тем количество людей, зависимых от виртуального мира, постоянно увеличивается.

— Олег Петрович, может, это не зависимость, а сильное увлечение? Играми, к примеру, или сайтами…

— Надо непременно понимать и отличать зависимость от увлечения. Компьютерному увлечению характерны все признаки зависимости, но их принципиальное отличие заключается в том, что увлечение быстро угасает и, как правило, не длится больше недели-двух, после чего человек возвращается к обычному образу жизни без малейших усилий. Примером может быть форум, в котором завязалась интересная дискуссия, освоение какого-либо вида новой деятельности, доступной в интернете, участие в интеллектуальных викторинах с обещанными призами, знакомство с новой информацией на интересующую вас тему. Все это захватывает, безусловно, но в течение короткого времени.

— Многие считают эту проблему надуманной, а специалистов, которые настаивают на лечении зависимых от компьютера, обвиняют в стремлении нажиться на очередной народной беде. За рубежом в каждой семье по нескольку компьютеров, а дети чуть ли не с пеленок умеют лихо стучать по «клаве»…

— В США и Европе гражданское общество более активно и открыто, чем в постсоветских странах. Там, как ни банально это звучит, свобода слова и собраний, деятельность различных общественных организаций в хорошем смысле провоцирует с самого детства личное участие каждого гражданина. Чтобы быть услышанным и понятым другими людьми, не надо уходить в виртуальный мир! Общение с компьютером там носит больше информационный характер, помогает в ведении бизнеса, собственного бюджета, в получении необходимых знаний и навыков. В Беларуси же компьютер служит людям средством спасения от одиночества, неустроенности, дает иллюзорную возможность заглушить душевную боль, психологические травмы. С другой стороны, появляется возможность, особенно в компьютерных играх, почувствовать себя сильным, способным победить, изменить ситуацию в лучшую сторону — раскрыть лучшие собственные качества.

— Как определяется интернет-зависимость?

— Во-первых, существует ряд психологических и физических симптомов. Психологические — хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, невозможность остановиться, увеличение количества проводимого в играх и виртуальном общении времени, пренебрежение семьей и друзьями, беспричинная агрессия и депрессия вне компьютера. Физические симптомы — синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц, сухость в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, расстройства сна).

— Действительно, многие сегодня пытаются оттащить от компьютера своих детей и близких. Ищут специалистов, обращаются в анонимные 12-шаговые группы. Что вы можете посоветовать?

— Мой главный методологический совет: нужно не избавлять от зависимости вообще, а замещать деструктивное направление зависимости на конструктивное или, по крайней мере, менее вредное. Если человек подвержен зависимости, то это его фундаментальная психологическая характеристика личности. Ему не прикажешь, не убедишь, не заставишь! Надо разобраться в тех факторах реального мира, которые стали причинами бегства зависимого в виртуальный мир. Если не повлиять как-то на эти причины, ситуация с большой вероятностью будет усугубляться. Надо вытеснять время, проводимое за компьютером, временем на другие дела и обязанности, имеющие смысл в мире реальном. В компьютерную зависимость имеют возможность впасть только те, у кого слишком много свободного времени и слишком мало забот. Ни в коем случае нельзя смиряться с ленью и расслабленностью зависимого в реальном мире, с его привычкой уходить в виртуальность от любой работы, любых обязанностей и ответственности…

Почти наверняка часть читателей останется неудовлетворенной «неконкретностью» рекомендаций. Дело в том, что у каждого зависимого своя специфическая ситуация, и конкретная схема выхода должна разрабатываться индивидуально.

Лечить и лечиться надо! Слишком быстро растет количество людей разного возраста, живущих жизнью, которой на самом деле нет.

Светлана Балашова

Читайте также:

Коррупция: непобедимый белорусский феномен?

Серый — наш любимый цвет?!

Дело хаус-мастера: очередной сезон

Дети есть. Денег — нет

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.