TOP

Победа на фоне обвала

Главным экономическим событием после Нового года стал обвал белорусского рубля. За две недели он успел обесцениться к американской валюте почти на 8,5%. На торгах 18 января доллар США достиг 20 417 белорусских рублей. Происходит растянутая на две недели девальвация, и, судя по всему, процесс продолжается. 

Время между концом старого и началом нового года приобретает в Беларуси какое-то заклятие. Началось это еще в 2009 году, когда в первые дни января произошла девальвация белорусского рубля на 20,5%. На рубеже 2014—2015 годов наша денежная единица была фактически девальвирована на 30%, а работа финансового рынка была парализована.

И вот опять. Процесс снижения обменного курса белорусского рубля, начавшийся в конце декабря прошлого года, активно продолжился и в начале января. И если во всем мире новогодний праздник — это момент добрых надежд, когда люди желают друг другу нового счастья, то в Беларуси — это период напряженного ожидания каких-то пакостей, плохих сюрпризов от государства. А ведь есть народная примета: как встретишь новогодний праздник, так и будешь жить весь год. Может быть, стоит отменить президентским декретом Новый год?

Пока паники нет, но уже14 и 15 января появилась информация, что некоторые банки ввели лимит на валютные операции по карточкам. Все плановые показатели властей на этот год обвалились в первые же дни января. Министр экономики Беларуси В. Зиновский заявил, что допускает 17—18% инфляции за год, хотя было запланировано только 12%. Рушатся все планы властей по снижению процентных ставок по кредитам, чтобы оживить экономику.

В значительной мере обвал на белорусском финансовом рынке стал следствием внешних факторов. В первые же дни 2016 г. фондовые биржи дружно рухнули по всему миру. Цена на нефть марки Brent опустилась ниже $28 за баррель, российский рубль уже достиг уровня в 78 единиц за доллар. Правительство России призвало население готовиться к наихудшему сценарию. Министр экономического развития РФ А. Улюкаев заявил, что низкие цены на нефть могут держаться десятилетиями. При этом, по его словам, стоимость барреля нефти в ближайшее время может упасть до $15—20.

И белорусский рынок реагирует на события в экономике РФ. Судя по всему, власти не собираются предпринимать никаких действий, чтобы как-то остановить обвал рубля, смикшировать негативные последствия для белорусской экономики. У Нацбанка нет возможностей выбрасывать валюту на биржу и приостановить стремительный рост доллара, ибо золотовалютные резервы очень маленькие.

Но если прогноз А. Улюкаева окажется близким к реальности, низкие цены на нефть будут держаться десятилетиями, то тактика белорусских властей, ориентированная на пережидание тяжелых времен, ничего не делая, становится несостоятельной и бессмысленной. Судя по всему, сейчас весь расчет делается на получение внешних кредитов. Намек на это сделал первый вице-премьер В. Матюшевский после доклада А. Лукашенко о ходе переговоров с МВФ. Дескать, Беларусь рассчитывает начать новую программу с фондом в январе-феврале, все спорные вопросы практически урегулированы.

Но дело в том, что кредит МВФ позволит лишь рефинансировать внешний долг. Но он не решает проблему выхода из кризиса, запуска механизма развития экономики. Поэтому задача глубоких рыночных реформ вновь встает на повестке дня.

Но если уж власти не готовы на реформы, то не надо делать очевидные глупости, ухудшающие экономическое положение Беларуси. В условиях того социального напряжения, которое явственно ощущается в стране, остановившихся предприятий, массовых увольнений, роста безработицы власть должна была бы поощрять самозанятость населения. Ей стоило бы обратиться к людям с призывом, дескать, государство не в состоянии всем помочь, поэтому позаботьтесь о себе сами.

Но наши власти действуют с точностью до наоборот. Они взяли курс на экономическую ликвидацию нескольких десятков тысяч индивидуальных предпринимателей (ИП), требуя от них сертификатов качества, которые те предоставить не могут. А ведь эти люди ничего не берут от государства, сами зарабатывают себе на жизнь, удовлетворяя потребности не самых богатых граждан.

Что получается в результате этих безумных действий властей? Беднеющее население не будет иметь возможности покупать товары на рынках по более низким ценам, чем в супермаркетах. Местные бюджеты теряют налоги от деятельности ИП, а сами предприниматели оказываются без средств к существованию. Причем они не могут пойти в центры занятости и зарегистрироваться безработными, ибо процедура ликвидации статуса ИП тянется не меньше года. Такое законодательство. Это зарегистрировать бизнес в Беларуси можно легко и быстро, а избавляться от него нужно очень долго.

ИП пытаются бороться за выживание. По итогам антикризисного форума 11 января общественное объединение «Перспектива» направило челобитную в Министерство экономики, копии были высланы в Администрацию президента и в Министерство торговли. Ответы ведомств очень невнятные. Госстандарт заверил ИП, что не будет первые полгода проверять сертификаты качества. А Минэкономики подготовило проект документа по снижению ответственности, уменьшению штрафов за нарушение предпринимателями установленных правил. Тем самым власть загоняет ИП в ситуацию презумпции виновности, в ловушку. Дескать, мы какое-то время закроем глаза на ваши нарушения, но в любой момент можем прийти к вам, чтобы взять за шиворот.

Но главное, что ясный ответ ИП дал президент: «С 1 января закончились их медовые годы и надо работать в равных условиях, по соответствующим документам. Им надо понимать, что сертификация продукции, на которую мы пошли, — это первый шаг. Есть товар — все сопроводительные документы должны быть. Мы должны прозрачно торговать, и хватит вокруг этого какие-то козни устраивать».

Заметьте, президент не выражает в адрес ИП никакого сочувствия, он не призывает их к пониманию ситуации. Слова в адрес предпринимателей были сказаны с плохо скрываемым злорадством, даже психологическим наслаждением. Ага, закончились ваши медовые годы, дальше лафы не будет… Создается впечатление, что глава государства будто празднует победу над врагом.

Чтобы понять причину этой эйфории, надо вспомнить, что уже полтора десятка лет власти ведут борьбу с ИП. Были забастовки, многотысячные митинги, шествия к местным исполкомам, голодовки. ИП на несколько часов даже перекрыли движение на главном проспекте Минска, была попытка прорваться к Администрации президента. Много раз власти под влиянием этих протестов были вынуждены уступать, удовлетворять часть требований предпринимателей. СМИ много писали о создании независимого от государства среднего класса Беларуси. То есть А. Лукашенко пережил много неприятных минут и часов из-за протестных действий ИП. Наверное, и сейчас он ждал от предпринимателей каких-то решительных действий. Но увидел, что пока ИП к каким-то публичным акциям не готовы, и решил, что протестный потенциал предпринимателей исчерпан, поэтому все его страхи закончились. И у него сегодня праздник, он празднует победу. Поэтому и не удержался, чтобы не поделиться радостью со своим добрым народом. Что касается сочувствия к тяготам людей, то за 21 год правления оно стало атавизмом.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Благодарим за выживание

Год парадоксов

Союзный детектив

Нация без героев

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.