TOP

Акробатический этюд

Когда-то в газетах была популярная рубрика «Удивительное рядом». Там публиковалась занимательная информация о парадоксальных явлениях, которыми так богата наша жизнь. Вспомнить об этом побудило наблюдение за политическими телодвижениями руководства Беларуси в последние недели. Напомню их алгоритм.

После плодотворных, как уверяют пресс-службы двух президентов, переговоров в Сочи А. Лукашенко возвратился в Минск. И что делает первым делом? Приглашает к себе министра иностранных дел В. Макея, чтобы поделиться радостной вестью. «Президент России и премьер не только пообещали, но приняли решение о поддержке, как бы ни было сложно в России, экономики Беларуси», — отметил он. Чудно. Можно предложить очередной тост за надежное плечо старшего славянского брата.

Но что-то все же смущает. Во-первых, по нормальной логике А. Лукашенко должен был бы в этой связи принять премьер-министра или провести срочное совещание с экономическим блоком правительства, дабы обсудить детали скорой российской помощи.

Но нет, он приглашает министра иностранных дел. Пусть так. Но в таком случае следовало бы ожидать, что в знак благодарности за российское участие президент поручит В. Макею принять меры по более тесному взаимодействию с РФ во внешней политике. Москва ждет поддержки Беларуси в своем курсе на конфронтацию с Западом, в действиях России на Ближнем Востоке, в экономических санкциях против Украины.

Однако произошло все с точностью до наоборот. Проинформировав министра о российских обещаниях, А. Лукашенко неожиданно дает МИДу «конкретные поручения по развитию всестороннего сотрудничества с Европейским союзом, в том числе в таких чувствительных сферах, как правозащитная тематика, работа с ОБСЕ по подготовке выборов». Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Особенно впечатляет готовность белорусского руководства сотрудничать с ЕС по правозащитной тематике. Надо же, Александр Григорьевич вдруг озаботился темой прав человека в стране. Не верь глазам (в смысле ушам) своим.

Не менее удивительно неожиданно проснувшееся желание «работать с ОБСЕ по подготовке выборов». Давно ли А. Лукашенко демонстрировал гордость за наш избирательный процесс? А вот же, оказывается, еще есть над чем работать. 12 февраля президент поручил главе Центризбиркома Л. Ермошиной «в кратчайшие сроки создать межведомственную экспертную группу по изучению рекомендаций ОБСЕ и выработке предложений по их применению». И такая группа тут же была создана. Правда, туда вошли одни чиновники, что свидетельствует о намерении имитировать процесс усовершенствования избирательных процедур. Ибо, если бы власти на самом деле озаботились проведением демократических выборов, то в эту экспертную группу пригласили бы представителей оппозиционных партий и организаций, наблюдающих за выборами. Но здесь важно само стремление понравиться Западу.

И это еще не все. Президент поручил продолжить переговоры с МВФ, отметив, что фонд не вносит Беларуси непонятные и ненужные предложения. «Мы будем реализовывать их предложения, как бы ни было сложно», — заявил глава государства. А сколько раз за последние месяцы А. Лукашенко в категорической форме утверждал, что мы не будем проводить реформы, и он не видит необходимости менять курс. А сейчас выясняется, что мы на все готовы. И повышение коммунальных тарифов на 40—70% — это демонстрация МВФ намерений следовать его рекомендациям.

Также белорусский лидер вспомнил и об уже почти забытой китайской кредитной линии в размере $7 млрд.

Что означают все эти политические метаморфозы и дипломатические кульбиты? На наш взгляд, они дают основания сделать два вывода.

Во-первых, в Сочи А. Лукашенко и В. Путин пока ни о чем серьезном не договорились. Знаменательно и то, что в России на официальном уровне никто не подтвердил готовность поддержать экономику Беларуси. Поэтому даже хорошую мину при плохой игре на российском направлении белорусский лидер делает как-то вяло. Наоборот, его поручения В. Макею по сотрудничеству с ЕС и ОБСЕ создают впечатление демонстрационного жеста. Судя по всему, он должен произвести эффект, как-то повлиять на Москву. Дескать, если не дадите денег, то уйду в Европу.

Второй вывод состоит в том, что внешний займ нужен срочно, т.к. нечем возвращать старые долги. Столько раз прославленная белорусская социальная модель больше не производит прибыли, а только одни убытки, которые должен кто-то компенсировать извне. Поэтому найти внешнего спонсора, доброго дядю, который подал бы на бедность — одна из главных задач внешней политики Беларуси. И самое интересное, что руководство страны уже не стесняется в этом признаться. Когда встает вопрос о выживании, то тут уже не до сохранения позитивного имиджа.

Вот и приходится делать такие дипломатические акробатические этюды.

Как раз в эти дни исполнилась годовщина саммита «Минск-2», подписания Минских соглашений об урегулировании украинского кризиса. Событие, принесшее официальному Минску обильные дипломатические дивиденды, увы, не смогло обеспечить многострадальной Украине реальный мир. Реализация Минских соглашений должна была завершиться еще в конце прошлого года. Однако полностью выполнен только один из тринадцати пунктов, прописанных в этом документе. Это пункт о создании переговорной площадки, которая существует и работает в Минске. Все остальные положения соглашений либо вовсе не выполнены, либо реализованы только частично. Для белорусского руководства идеальным был бы вариант, если бы в Минске прошел саммит «Минск-3», сюда снова приехали бы мировые лидеры.

15 февраля ЕС принял решение о судьбе санкций в отношении Беларуси. Хотя к моменту сдачи статьи в печать оно не было известно, однако предварительная информация из европейских дипломатических источников не оставляет сомнений, что санкции будут отменены.

Обращает на себя внимание тот факт, что накануне этого события интенсивность дипломатических контактов между официальным Минском и странами ЕС просто зашкаливала. 9 и 10 февраля в белорусской столице побывали высокопоставленные дипломаты и целые делегации сразу из семи государств ЕС: политические директора МИД стран Вышеградской группы — Венгрии, Польши, Словакии и Чехии, а также представители внешнеполитических ведомств Австрии, Великобритании и Германии. Глава МИД Беларуси В. Макей просто обхаживал европейских представителей. Он даже принял руководителей региональных представительств немецких фондов имени Фридриха Эберта и Конрада Аденауэра, хотя это явно не уровень министра. Во время конференции по безопасности в Мюнхене В. Макей встретился с еврокомиссаром по вопросам расширения и европейской политики соседства Й. Ханом, министрами иностранных дел Германии, Нидерландов, Норвегии, другими министрами стран—членов ЕС.

Иначе говоря, отношения с ЕС можно начинать почти с чистого листа. И это означает, что политика балансирования между Россией и Западом вступает в новый этап. Однако одна дипломатическая эквилибристика, расчеты только на экономические щедроты внешних субъектов без внутренних реформ не дают стране никаких внятных перспектив.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Сигнал SOS не услышан?

Внешнюю политику определяет милиция

Конец рентной экономики

Победа на фоне обвала

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.