Геннадий Федынич: «Рабочие с золотыми руками уйдут работать «в гаражи», остальные будут нищать»
Сокращение себестоимости продукции на 25% — это голый популизм, считает председатель Белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Геннадий Федынич. Профсоюзный лидер прокомментировал последние антикризисные действия властей.
— Правительство издало постановление №125, по которому государственные органы и организации должны не только заключать договоры о поставке товаров или оказании услуг «в пределах бюджетных ассигнований», но и внести в Министерство финансов предложения «о сокращении предусмотренных им расходов республиканского бюджета, в том числе за счет оптимизации сети и штатной численности бюджетных организаций». Что стоит за этим решением?
— Года два назад мы уже проходили сокращение госаппарата, из которого ни черта не получилось: чиновников просто пересадили из кресла в кресло. Сокращать нужно иначе: выделяется на министерство, например, не 100 миллионов, а 60 миллионов, как хотите, так и крутитесь — либо все остаетесь с урезанными зарплатами, либо оставляете профессионалов, а остальных трудоустраивайте в других местах, но не в бюджетной сфере. Все остальные предложения по сокращениям не имеют никакого практического смысла: кто-то пришел по протекции — надо оставлять, кто-то пришел по блату — оставляем, а ведь и умных пару человек надо оставить, иначе не будет ни идей, ни работы. Сделают список претендентов на сокращение, которое оформят еще в одно подразделение.
Если семья имеет доход в три миллиона, она планирует свои расходы именно на три миллиона, на пять — значит, на пять; никто не строит свое будущее на мифическом «одолжу — не одолжу» деньги.
Никакого сокращения госслужащих не произойдет — ждем пертурбацию: если из одного сосуда перелить жидкость во второй, третий, ее общий объем в сосудах не изменится.
— Правительство утвердило перечень 29 высокорентабельных предприятий, которые в 2016 году должны перечислить в Фонд национального развития часть прибыли за прошлый год.
— Все нефтеперерабатывающие предприятия Белнефтехима высокорентабельны. Например, Мозырский НПЗ получает сверхприбыль, однако зарплаты у рабочих не поднимаются. Хотя, честно говоря, не могу понять: где правительство нашло столько прибыльных предприятий в Беларуси? Прибыльных производителей можно перечислить на пальцах одной руки, а транспортировщики нефти, газа и электричества возможно, и имеют прибыль, но ничего не производят.
Государство забирает у предприятий прибыль, отправляет в Фонд национального развития. С какой целью? 20 лет национальным развитием и не пахло, сейчас создали фонд — и появится национальное развитие? Власть знает, какие структуры имеют прибыль и высокую заработную плату, и изымает. Что получит народ? Если правительство за полученные деньги обучит людей — «чикагских мальчиков», которые через пару лет выведут страну на европейский уровень, — делайте! Только покажите народу, не прячьте от него. Пока я вижу одну цель — изъять деньги у прибыльных предприятий. А что у них останется на развитие?
— Лукашенко заявил, что в 2016 году перед правительством стоит задача подготовить 50 тысяч новых рабочих мест…
— Где создавать 50 тысяч рабочих мест — на бумаге или на производстве? Большую китайскую стену только начинают возводить. Китайский проект — это кредит связанный, и там будут в основном трудиться не наши строители, а китайцы, и оборудование, материалы могут быть китайскими. На промышленном фронте — тьма полнейшая: хоть половину рабочих сократи — остальные не выживут, перспективы нет. Нет конкурентной продукции, нет рынков сбыта. Думаю, это голый популизм.
Новые рабочие места могут появиться при одном условии: придет инвестор, придут новые технологии, появится новое высокорентабельное производство. Но высокотехнологичные производства не требуют много людей: нужны высококвалифицированные специалисты для обслуживания такого производства. Если мы хотим создать армию дворников, располовинив им зарплату с трех миллионов до полутора, тогда другое дело. Рабочие места должны создаваться под конкретные высокотехнологичные высокорентабельные производства, которые готовы поставлять на экспорт свою продукцию. Также они могут и должны создаваться путем создания устойчивых условий для развития малого и среднего бизнеса.
В нынешней ситуации, в «социально ориентированной экономике» по Лукашенко, это нереально.
— Можно ли прогнозировать уровень безработицы в 2016 году?
— Власти до последнего момента попытаются скрывать реальную безработицу. Наниматели увольняют работников, в основном в связи с окончанием контракта.
Уже вошло в практику, когда человеку, ставшему на учет на бирже труда, дают бумажку и отправляют самостоятельно искать рабочее место. А когда он трудоустроится, биржа труда готова зафиксировать этот факт как своё достижение.
Понимаю и биржу: сегодня нет достойных свободных рабочих мест, возможно, нет даже свободных вакансий грузчика. Тогда скажите откровенно: сегодняшние биржи не выполняют свою функцию — не трудоустраивают и не переобучают, значит, их нужно кардинально менять. И менять стратегию развития экономики: убирать ненужные профессии и создавать необходимые новые рабочие места для развития отраслей экономики.
В противном случае рабочие с золотыми руками уйдут работать «в гаражи». А власть за это их будет душить налогами и проверками. Другая часть будет нищать, проклиная в злобе действующую власть.
К сожалению, власть в настоящее время не имеет четкого представления, куда идти: шарахается от одного направления к другому.
— Лукашенко приказал снизить себестоимость продукции на 25%, но «забыл» сказать — каким образом этого достичь.
— В себестоимость продукции, как правило, входят: стоимость материалов, стоимость энергоносителей, рабочая сила, накладные расходы. За счет ветряков энергоемкость не снизишь — они тоже стоят денег; купишь дешевые материалы — на выходе получишь никчемную продукцию. За счет снижения накладных расходов можно снизить себестоимость продукции на пару процентов. Но не на 25! Это то же самое, как достигли средней зарплаты в Беларуси в 1000 долларов США.
Как винно-водочный завод «Кристалл» снизит себестоимость своей продукции на 25%? Себестоимость производства водки чрезвычайно низка — а цена высока! Сокращение себестоимости продукции на 25% — это очередной популизм! Мировая история умалчивает о таких свершениях.