TOP

Грешник в чистилище

Я много раз сравнивала белорусских бизнесменов, даже придворных, с парсючками к Рождеству. Их откармливают и даже позволяют свинячить только с одной целью – однажды побаловать себя свеженинкой. Светлана Калинкина Все-таки в Беларуси в последнее время что-то меняется. Раньше оппозиционеров арестовывали больше, чем бизнесменов и высоких чиновников. Теперь первых не трогают, зато основательно взялись за олигархов.

В пятницу КГБ задержал руководство группы компаний «Трайпл», включая его владельца Юрия Чижа. Один из самых известных белорусских олигархов входил в ближайший круг президента. Ю. Чиж сопровождал главу Беларуси в его зарубежных поездках, во время отдыха. Он играл с президентом в хоккей, косил траву, убирал картошку и арбузы в резиденции А. Лукашенко, имел коттедж в Дроздах, в 2013 году был награжден орденом Отечества III степени.

Сейчас все задаются вопросом, почему его арестовали. Наверное, не стоит всерьез обсуждать формальный юридический повод. Мы живем в неправовом государстве, где действуют не законы, а «понятия». Ю. Чиж делал свой бизнес по «понятиям», благодаря близости к «телу» имел привилегии, получал свободный доступ в прибыльные сферы, куда пускали только избранных, например, в торговлю нефтепродуктами. Взамен строил ледовые дворцы за свой счет. А теперь его «закрыли». Все по справедливости.

Согласно пресс-службе КГБ, Ю. Чиж задержан за уклонение от уплаты налогов. Это стандартная статья, по которой правоохранительные органы прессуют бизнесменов. Вполне возможно, что уголовное дело до суда не дойдет, придворный олигарх откупится, и мы так и не узнаем всех юридических обстоятельств этого громкого скандала. Но он выявил, вытащил на поверхность некоторые политические тренды, которые до сих пор находились в латентном состоянии.

В последние месяцы СМИ, в том числе и наша газета, много писали, что у Ю. Чижа возникли серьезные финансовые проблемы, он начал распродавать свой бизнес. Согласно данным Минфина, за три квартала 2015 года «Трайпл» получил чистый убыток в 51,5 миллиарда рублей. Поскольку он активно занимался нефтяным бизнесом, то, видимо, его состояние сильно подкосило падение мировых цен на нефть. Если даже придворные бизнесмены, имеющие высочайшую «крышу», оказались на грани банкротства, то это свидетельствует о масштабе экономического кризиса, захлестнувшего страну. Крах империи «Трайпл» — очень понятный индикатор состояния экономики Беларуси.

И здесь можно выдвинуть версию о действительных причинах опалы олигарха. Возможно, хорошо понимая, куда идет Беларусь, Ю. Чиж начал выводить свой капитал за границу. Нет смысла инвестировать в стране, не имеющей экономических перспектив. И хранить большие деньги здесь опасно, можно легко потерять. Можно предположить, что президенту доложили об этом, в итоге Ю. Чиж оказался за решеткой. Кстати, по той же причине в июне прошлого года был арестован владелец «Мотовело» Александр Муравьев.

Скандал вокруг Юрия Чижа позволяет выявить более широкую проблему. Для чего существует бизнес в Беларуси, какова его функция, почему власти разрешают богатеть отдельным предпринимателям? Это в других странах предпринимательство является основным двигателем экономики. А главное предназначение бизнеса в Беларуси состоит в том, чтобы поддерживать жизнеспособность белорусской социальной модели, создавать для нее дополнительные точки опоры, обслуживать государственный сектор.

Весьма показательно, как А. Лукашенко объяснил, почему власти нанесли удар по ИП, фактически выбрасывая индивидуальных предпринимателей из экономики. Он сказал, что ипэшники разоряют государственную легкую промышленность. И конкурентов убрали.

А когда случается кризис, госпредприятия оказываются в финансовой яме, образовывается дефицит в бюджете, то к кому обращается взор госорганов? Правильно, к тем, у кого еще остались деньги. (См. эпиграф.) Их «закрывают» как грешника в чистилище и требуют выкуп за свободу. Именно так произошло с известным IT-бизнесменом Виктором Прокопеней. А тот, кто не понял, в какой стране живет, и пытается доказать, что невиновен, будет сидеть. Думаю, что по мере обострения кризиса все больше бизнесменов окажутся в подобной ситуации. Власти начинают «стричь» бизнес. Из истории известно, что во всех подобных социальных системах НЭП заканчивается раскулачиванием. И если уж дело дошло до придворного Чижа, то дела в государстве совсем плохи.

Во всем мире большие деньги делают человека свободным, независимым от государства. В Беларуси все с точностью до наоборот. И близость к телу не дает никаких гарантий. Перед единоличным властителем все равны. А именно равны нулю. Как в сталинском Политбюро: все боялись и ожидали ареста.

Глава независимых профсоюзов Беларуси А. Ярошук верно заметил, что «условием допуска к бизнесу, а точнее, к корыту является их опускание, вернее, самоопускание». У нас люди, желающие стать богатыми, должны пройти процесс унижения, превратиться в холопов, лакеев, шутов. Олигарх, убирающий бульбу у хозяина, — зрелище для богов. Подобострастно изогнувшись, демонстрируя усердие, но пытаясь сохранить надменность хозяина жизни. Жалкое зрелище. Когда Сталин заставлял плясать гопака Никиту Хрущева, это видел узкий круг придворных. А теперь властителю принципиально важно, чтобы это по ТВ увидело все население. Будет хохма, если Ю. Чижа помилуют, и для иллюстрации того, что он «встал на путь исправления», отправят руководить отстающим колхозом куда-нибудь на родину в Березовский район.

Задержание Ю. Чижа будет иметь популистский эффект. Сейчас народ озабочен ростом коммунальных тарифов, повышением пенсионного возраста. И его нужно отвлечь от жизненных тягот каким-нибудь ярким зрелищем. Аресты богатых олигархов или высоких чиновников — это, кроме всего прочего, ритуальные жертвы на потеху невзыскательной публике. Народу это нравится, белорусы не любят богатых и успешных.

На этом фоне все рассуждения о рыночных реформах, о поддержке бизнеса выглядят наивными. Ибо рыночная экономика предполагает правовое государство, неприкосновенность собственности и личности, независимый суд. А здесь мы видим нечто совершенно противоположное.

Кстати, Ю. Чиж имел зарубежных партнеров, активно сотрудничал с ними. В этой связи не трудно угадать, как его задержание повлияет на привлечение иностранных инвестиций.

Как писал когда-то русский писатель Михаил Салтыков-Щедрин, «его послали злодейство учинить, а он чижика съел».

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Коммунальная склока

Цена отказа от реформ

Бубновый интерес

Акробатический этюд

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.