TOP

Философ мечтает о вежливом обращении сотрудников милиции со всеми гражданами…

В предыдущей своей статье «Как остановить произвол со штрафами?» я упоминал о письме философа Владимира Мацкевича министру внутренних дел Игорю Шуневичу. В нем В.Мацкевич высказывает ряд интересных суждений и ставит ряд серьезных вопросов. На мой взгляд, они заслуживают публичного обсуждения.

С открытым письмом В. Мацкевича можно ознакомиться в интернете.

Из-за чего сыр-бор?

Напомню, Владимира Мацкевича работники милиции «записали» в число участников несанкционированной акции в поддержку предпринимателей 15 февраля с.г. На самом деле он в это время находился за пределами Беларуси и поэтому имел стопроцентное алиби. Однако как философ, созерцающий нашу жизнь из «окна божественного дома», он решил понаблюдать за этой жизнью.

Как и предполагал В.Мацкевич, в судебном заседании три свидетеля-милиционера стали утверждать, что видели его на акции с плакатом, на котором написано: «Працу!». Ему пришлось с паспортом в руках доказывать, что в период акции он был за границей. Судья для выяснения обстоятельств дела направила материалы на доработку.

По поводу данной ситуации философ В.Мацкевич в своем письме восклицает: «Знаете, страшно жить в стране, если… граждане с недоверием относятся к милиции!».

Я согласен с философом. Действительно, в наших условиях любой человек, даже далекий от политики, может быть задержан людьми в форме или без формы и представлен в качестве правонарушителя. И главное — всегда найдутся «штатные» свидетели, изобличающие его во всех инкриминируемых деяниях.

В своем письме философ излагает еще одну важную мысль: «милиция должна защищать, а не карать…». Эти слова надо написать в качестве памятки всем милицейским начальникам, которые мобилизуют своих подчиненных на работу.

В.Мацкевич уверен, что приглашенные в судебное заседание сотрудники милиции лгали, будучи предупрежденными об ответственности за дачу ложных показаний. Но, по мнению философа, не это было самым страшным на суде. Оказывается, худшим злом может быть сознательное принятие лжи судом. Еще больше философа поразило то, что после «дела Мацкевича» та же судья провела другое заседание с теми же свидетелями. То есть после того как ложь свидетелей-милиционеров была установлена, судья допустила этих лиц в качестве свидетелей по другим делам.

«Милиция должна работать под контролем гражданского общества»

В. Мацкевич справедливо отмечает, что милиция не пользуется доверием и поддержкой народа в той степени, в какой она должна быть. Если же нет доверия народа, то для чего нужна милиция? Кому она служит, получая немалое вознаграждение за свою работу?

В своем письме министру В.Мацкевич, говоря о предназначении милиции, изрекает еще одну истину: «милиция должна работать под контролем гражданского общества». В частности, он предлагает создать при МВД общественно-консультативный совет, состоящий из известных, авторитетных и компетентных людей, представленных от организаций и не назначаемых министром.

Целиком и полностью согласен и предлагаю кандидатом №1 в этот совет философа Владимира Мацкевича и даже выдвигаю его председателем. Вторым кандидатом могу предложить себя, а также могу назвать с десяток общественных деятелей, которым небезразлична работа милиции и судьба страны.

Еще у В. Мацкевича есть идея фикс: обязать всех милиционеров нести службу по охране общественного порядка в форме. По его мнению, это красиво, честно и правильно. Сама милицейская форма дисциплинирует и сотрудников, и всех граждан, видящих стражей порядка.

Молодец, философ! Так и надо сделать. Каждому милиционеру следует повесить нагрудный знак, который станет его визитной карточкой. Кроме того, в милицию надо отбирать по конкурсу: и по виду, и по образованию, и по знанию белорусского и английского языков (ведь к нам будут приезжать европейцы).

Философ мечтает также о том, чтобы обучить всех сотрудников милиции вежливому обращению со всеми гражданами, включая правонарушителей, разработать белорусский аналог «правил Миранды» о правах человека, подозреваемого в правонарушении.

Конечно же, в судах надо обходиться без свидетельских показаний сотрудников милиции. Согласно закону «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 г. (с изм. и доп.), сотрудники органов внутренних дел не наделяются правом свидетельствовать против правонарушителей (ст.25). Они лишь вправе требовать от граждан соблюдения общественного порядка, при необходимости проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, составлять протоколы об административных правонарушениях и вызывать их по таким делам.

Не случайно в судебных заседаниях сотрудники милиции «косят» под обычных граждан. Почему они не в форме? Да потому, что закон запрещает. Значит, сотрудники милиции не должны выступать свидетелями по делам об административных правонарушениях.

Мне представляется, что философ Владимир Мацкевич убедил читателей в необходимости реформирования нашей огромной по своим размерам и численности милицейской системы. Этим надо заняться, и как можно скорее.

От редакции. Глава МВД Игорь Шуневич признал, что сотрудники милиции ошиблись на суде 15 марта, заявив, что видели общественного деятеля Владимира Мацкевича на одной из акций ИП 15 февраля. «Однозначно могу заявить, что сотрудники милиции совершили ошибку в идентификации личности человека. Поводом послужило сильное визуальное сходство с участником данного мероприятия. Разбирательство идет, мы признаем их неправоту. На данном этапе можно сказать, что это ошибка», — сказал глава МВД.

Михаил Пастухов

Читайте также:

Как остановить «штрафной конвейер»?

Какой парламент нам нужен?

Проблема «328» усугубляется…

Какой будет твоя старость: нищей или обеспеченной?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.