TOP

Праздник как вызов

Как известно, народ любит зрелища. А в последние дни их было хоть отбавляй. Как обычно, торжественно был отмечен День Победы. Наши болельщики потратили много нервных клеток, наблюдая за игрой сборной Беларуси на чемпионате мира по хоккею. Бурные эмоции сопровождали трансляции выступлений на «Евровидении». 

И здесь в очередной раз выявляется закономерность: чем больше внимания белорусские власти уделяют какой-либо сфере, тем грандиознее там провалы. Речь идет теперь не об экономике. Хоккей стал у нас чуть ли не национальной религией, на него тратятся огромные бюджетные ресурсы. А результат? Минское «Динамо» провалило сезон в Континентальной хоккейной лиге, сборная на чемпионате мира оказалась на грани вылета из элитного дивизиона.

То же самое можно сказать и об участии Беларуси в «Евровидении». Сколько усилий прилагают власти для победы нашего представителя, и все впустую.

И оппозиция в прошедшие выходные провела две акции на улице. 14 мая в 20-ю годовщину референдума о символике прошла акция «Проспект национального флага», 50 человек стояли цепочкой с бело-красно-белыми полотнищами. Из-за этого милиция перекрыла движение на главной улице столицы.

А в воскресенье 15 мая ряд лидеров оппозиции провели в парке Янки Купалы Белорусский национальный конгресс. Власти не дали помещения для этого мероприятия, в итоге его проведение в центре города позволило его организаторам получить дополнительные пиаровские дивиденды.

Но вернемся к празднованию Дня Победы. Этот праздник имеет в Беларуси особый статус. До сих пор нигде его так торжественно не отмечали, как здесь. Потому что историческая память о Великой Отечественной войне глубоко укоренена в массовом сознании белорусов, причем преимущественно в советской интерпретации. Согласно социологическим опросам, 80% населения считает, что победа в Великой Отечественной войне — самое значимое событие белорусской истории. Причем такая оценка не зависит от политических убеждений людей.

А. Лукашенко уже более 20 лет активно использует эту ценность общественного сознания для легитимизации своей власти. Но за эти два десятка лет немного менялось идеологическое и политическое содержание праздника.

Сначала в середине 1990-х годов празднование Победы происходило в контексте реанимации советского мифа. Тогда был возвращен фактически старый герб и флаг БССР, праздник Октябрьской революции. День Независимости с помощью референдума был перенесен на 3 июля — день освобождения Минска от фашистов. Интеграция с Россией трактовалась как начало реанимации СССР. Победа над фашизмом — это единственный эпизод или период советской истории, который можно однозначно оценивать как положительный, когда Советский Союз оказался, условно говоря, на «правильной стороне истории».

Позже, с началом 2000-х годов, когда проект белорусско-российской интеграции провалился, апелляция к Великой Отечественной войне стала использоваться для конструирования национальной идентичности в лукашенковской интерпретации. Президент доказывал, что война стала источником формирования белорусской нации. Период 1941—1945 годов начал вычленяться из советской истории. Дело доходило даже до утверждения, что именно белорусский народ победил в той войне.

Одновременно апелляция к Победе использовалась в ходе конфронтации с Западом. Как говорил А. Лукашенко в адрес западных политиков, вы должны поклониться нам, благодарить нас за ту победу, а не вводить санкции.

Однако в последние годы статус праздника Дня Победы в Беларуси снижается. Например, обращает на себя внимание такой момент. Всегда накануне 9 мая в Минске проходит торжественное собрание, посвященное этому празднику. Ранее на нем с докладом выступал А. Лукашенко. Последние годы это делал премьер-министр. Ныне это собрание прошло совсем незаметно, с докладом на нем выступал министр обороны А. Равков.

По-другому прошло и основное торжество. До сих пор всегда 9 мая в Минске было шествие ветеранов. Эту традицию заложили еще при П. Машерове. На этот раз такого шествия не было. И понятно почему. Настоящим ветеранам сегодня не менее 90 лет.

Главным праздником в Беларуси теперь объявлен День Независимости 3 июля, который также связан с победой в той войне. Там будет и парад, и другие массовые мероприятия.

И, наоборот, в последние два года в России празднование Дня Победы проводится все более помпезно. Минск и Москва как бы поменялись местами. Теперь РФ претендует на роль главного хранителя и почитателя памяти Победы.

Но празднование Дня Победы в Беларуси и России отличается не только масштабом, но и содержательным наполнением. В РФ оно все больше обрастает современным смыслом. Российское руководство активно использует память о Победе в Великой Отечественной войне для преодоления исторической травмы от распада СССР, взятия реванша за поражение в «холодной войне» и «лихие» 1990-е годы, конструирования имперского мифа, имперской идеологии, пропаганды великодержавного шовинизма, оправдания своей агрессивной внешней политики. И это дает удивительный эффект. Надписи на машинах «На Берлин», «Можем повторить», баннеры «Сегодня Крым — завтра Рим!» свидетельствуют о том, что у целой страны сорвало крышу. Святой для всех постсоветских народов праздник на глазах превращается в инструмент не самой чистой политики. Не зря говорят, что дьявол начинается с пены на губах ангела.

И это новое содержание празднования Дня Победы в Москве стало определенным вызовом, проблемой для белорусского режима. Ибо нынешняя внешняя политика России довольно популярна в Беларуси. Наша страна живет в российском информационном пространстве. Телеканалы РФ доминируют в Беларуси. Именно они наиболее влияют здесь на массовое сознание. О чем свидетельствуют социологические опросы. Например, по вопросу украинского кризиса большинство белорусов разделяют ту точку зрения, которую предлагают не белорусские, а именно российские телеканалы. Наше телевидение не выдерживает конкуренцию с российским. Правящий режим теряет механизм контроля над массовым сознанием белорусского общества.

И все это происходит в условиях, скажем мягко, своеобразной (не буду употреблять слово «слабой») национальной идентичности, происходящего краха белорусской социальной модели, который скоро станет очевидным для большинства белорусов. Поэтому страна находится накануне не только социально-экономического, но и идеологического кризиса, похожего на тот, который был в начале 1990-х годов, после распада СССР. Этот процесс уже сегодня выливается в представления о слабом А. Лукашенко и сильном В. Путине.

Видит ли официальный Минск этот вызов? Думаю, только отчасти. Белорусские власти стремятся мягко дистанцироваться от российского имперского ража. Например, дипломатично откреститься от использования георгиевской ленты, которая стала не столько символом Победы, сколько символом нынешнего российского имперского реванша. Власти не рекомендовали использовать ее на официальном уровне.

Но, тем не менее, георгиевская лента, другая российская символика, достаточно широко присутствовала в ходе празднования, особенно в регионах. Здесь действовала общественная самодеятельность. В некоторых местах георгиевские ленты раздавали казаки. В Орше в ходе официального празднования Дня Победы прозвучал дореволюционный российский гимн.

Похоже, ответа на этот вызов с востока у белорусских властей пока нет.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Башенный кран как знак беды

Чернобыльский реквием

Свой среди чужих, чужой среди своих

Кувыркающееся лицо

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.