TOP

Надо ли бояться деноминации?

Чем ближе 1 июля, тем больше возникает беспокойства по поводу предстоящей деноминации. Представители официальных структур уверяют, что все пройдет быстро и безболезненно. Так ли это? Что означает деноминация и к чему она приведет?

Это мы уже проходили

Мало кто помнит денежную реформу в СССР 1991 г. (по имени тогдашнего министра финансов, а затем премьер-министра Валентина Павлова). Тогда из денежного оборота исключили купюры достоинством 50 и 100 рублей. Народ и не заметил, как стал жить без двух «нулей». Правда, и Советский Союз ушел в прошлое как-то незаметно.

Дальше были уже наши национальные деноминации: 20 августа 1994 г. — в 10 раз и 1 января 2000 г. — в 1000 раз. Накануне этих процедур наблюдался массовый ажиотаж населения и много беспокойства, а после — резкий рост цен. Наличная денежная масса стала расти как на дрожжах, что привело к инфляции.

В 1994—1995 гг. мне довелось работать в Конституционном суде. По инициативе группы депутатов Верховного Совета 12-го созыва был поставлен вопрос о конституционности постановления правительства и Национального банка от 12 августа 1994 г. «О деноминации белорусского рубля». Депутаты считали, что решение о деноминации нарушает имущественные права граждан, особенно тех, кто хранил свои сбережения в советских рублях.

Конституционный суд в решении от 22 февраля 1995 г. признал проверяемый акт не противоречащим Конституции, поскольку он был принят в пределах компетенции правительства и Национального банка. По мнению суда, деноминация не могла повлиять на обесценивание денежных вкладов населения.

Другими словами, Конституционный суд «умыл руки», сославшись на право вышеназванных органов принимать решения в целях упорядочения денежного обращения. Однако суд не стал вникать в те неблагоприятные последствия, которые наступили после деноминации.

Я помню, что в материалах дела был документ, разъясняющий позицию Национального банка за подписью С. Богданкевича. В нем, в частности, отмечалось, что деноминация — это техническая процедура, которая не может привести к ухудшению материального положения граждан, поскольку пропорционально с уменьшением «нулей» на денежных знаках уменьшаются цены и тарифы. Тогда для меня, молодого еще юриста, этот аргумент был значимым. Он не допускал угрозы для прав и интересов граждан, хотя сомнения у меня с тех пор остались.

Забыть про миллионы

Новые денежные знаки ждут своего часа с 2009 года. На них изображены васильки, памятники и стоит подпись героя Беларуси П. Прокоповича. Все предполагается сделать «без шума и пыли». Государственные органы, банковские учреждения, предприятия торговли готовятся внедрить новые денежные знаки в нашу повседневную жизнь.

Для тех, кто желает больше узнать о деноминации, специалисты из государственных органов подготовили пособие «Деноминация-2016». В нем даны ответы на многие вопросы, касающиеся этого процесса. Общий смысл ответов: все будет хорошо, обмен денежных знаков не повлияет на уровень жизни.

В унисон с официальной точкой зрения звучат слова бывшего председателя Национального банка профессора С. Богданкевича: «Белорусам не стоит опасаться, что деноминация приведет к росту цен или девальвации национальной валюты». При этом он ссылается на опыт предыдущих деноминаций в Беларуси. По его мнению, наблюдающиеся раньше всплески инфляции и обесценения белорусского рубля по отношению к доллару «…были вызваны вовсе не ею, а непрерывной работой печатного станка и запуском в обращение ничем не обеспеченных денежных знаков». Богданкевич высказывает надежду на то, что такое больше в Беларуси не повторится.

Уважаемый профессор, позвольте мне усомниться в ваших утверждениях и надеждах. Раньше то, о чем пишет бывший банкир, происходило с завидным постоянством. А что мешает нынешней власти использовать выгодный для нее опыт еще раз и переложить бремя финансового кризиса на «памяркоўный народ»?

И это переживем…

Через 20 с лишним лет я продолжаю спор с С. Богданкевичем. Теперь я не боюсь заявить о своей позиции публично. Я утверждаю, что намечаемая в стране третья деноминация (как и первая, и вторая) является несправедливой.

Да, деноминация может быть вынужденной мерой, так как денежный рынок переполнен пустыми купюрами. Печатать их дальше становится себе дороже. Тем более, что в хранилищах «тлеют» купюры образца 2009 года. Власти посчитали, что намного экономнее и перспективнее ввести в оборот новые денежные знаки, обесценив номинал рубля в десять тысяч раз.

Такого прецедента в мировой практике, пожалуй, еще не было. А какой простор открывается для интервенции на финансовом рынке? При отсутствии общественного контроля можно печатать новые денежные знаки день и ночь, пока народ ими не насытится и не пресытится. Параллельно можно поднимать цены и тарифы. В результате за счет народа можно «накачать» казну сотнями миллионов долларов без всяких кредитов.

Так можно паразитировать на новых деньгах до тех пор, пока зарплаты не станут миллионными. Тогда опять давай деноминацию? Четвертую? Или перейти на единую валюту в рамках Евразийского союза, если к тому времени он не развалится?

Следует указать еще на одну особенность деноминации 2016 года: она будет сопровождаться введением новых денежных знаков, а не просто отбрасыванием нулей, как это было в 1995 и 2000 годах. Это, по сути, денежная реформа. Власти хотят осуществить ее директивным путем, как и проблему повышения пенсионного возраста. Между тем надо принимать меры к стабилизации экономического рынка, укреплению финансовой системы и ее основы — национальной валюты. В противном случае кризис в экономике и «отрезание нулей» приведут к катастрофическому обнищанию населения, особенно той части, которая и сейчас живет в нищете (речь идет о многих пенсионерах, инвалидах, семьях, воспитывающих нескольких детей, безработных).

На мой взгляд, проведение деноминации путем простой замены денежных купюр будет незаконной акцией, направленной против блага людей. По сути, власть попытается решить свои проблемы за счет народа, возложив на него ответственность за «провалы» в своей экономической политике.

Однако и негативный результат предстоящей деноминации надо воспринимать безбоязненно по принципу: и это переживем.

Фото с сайта: viberi.by

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Читайте также:

Почему мы такие бедные?

Кто защитит наши права?

По какому плану будем жить?

Философ мечтает о вежливом обращении сотрудников милиции со всеми гражданами…

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.