TOP

Против Гитлера и Сталина

Директор Центра проблем европейской интеграции Юрий Шевцов в комментарии «Белгазете» отметил: «Вот у украинцев, поляков и всех без исключения других восточноевропейских народов можно найти героя, который воевал и с немцами, и с советской властью. У белорусов — нет. 

Националисты, сделавшие полицаев героями, потеряли моральное право представлять народ. Если бы во время второй мировой войны был создан хотя бы символический партизанский отряд, воевавший против и тех, и других, — можно было бы искать какие-то политические и идеологические комбинации, чтобы их использовать в современности. Но этого не произошло».

Однако такие «символические» партизанские отряды существовали, они действовали в разных регионах Беларуси. Доктор исторических наук Эммануил Иоффе как-то сказал: «Мало пишется о белорусских националистических партизанах, которых было немного — 3—5 тысяч, но они были».

Наиболее известные отряды имели базы на белорусско-украинском пограничье (командиры — Харевский, Шанько и др.), но история их создания и деятельности требует дальнейших исследований, поисков документов в архивах. На страницах «Исторической правды» историк Андрей Тисецкий писал о белорусском национальном подполье в Березино и о партизанском отряде Шавеля. В другой публикации Тисецкий рассказал о ликвидации советскими партизанами осенью 1943 года на границе Смолевичского и Борисовского районов белорусского национального партизанского отряда.

Историк Юрий Грибовский нашел в документах польского подполья упоминание о деятельности на территории Белостокского воеводства нелегальных групп белорусской молодежи, которая симпатизировала Польше и создавала «тайные белорусские военные отряды».

Еще один архивный документ о белорусском национальном партизанском движении в годы второй мировой войны нашелся в архиве Гарвардского университета и сейчас доступен в интернете на их сайте.

Это интервью с бывшим белорусским партизаном, имя и фамилия которого неизвестны (отсутствуют первые две страницы документа). Он родился в 1925 году. В 1933-м был раскулачен его отец, который впоследствии умер в заключении. В лес молодой человек пошел в начале 1943 года. Он успел послужить, вероятно, в Белорусской самообороне (Беларускай самаахове, БСА) или в полиции, в документе же ошибочно упоминается Белорусская крайовая оборона (Беларуская краёвая абарона, БКА), созданная в 1944 г. Уход был организованным, часть единомышленников специально оставили в подразделении. В 1943—1944 гг. парень сражался в национальном отряде против немецких оккупантов, а после лета 1944-го — против советской власти.

Интервью достаточно большое. Вкратце перескажу его содержание. Бывший партизан утверждает, что ему известно о 4 белорусских национальных партизанских отрядах, которые в 1943 году находились под единым руководством и насчитывали 700 человек (через год их численность выросла в несколько раз).

Они базировались в районе Дзержинска, у Налибокской пущи (в документе ошибочно записано «Налитетская пуща»), где находился начальник главного штаба, около Лиды и Вильно. Белорусские партизаны поддерживали связь с польской АК, хотя и недолюбливали поляков.

К советским партизанам засылалась агентура, чтобы знать о их деятельности и замыслах. Поддерживались контакты с официальными белорусскими военными формированиями, которые оказывали разнообразную помощь.

Вначале не хватало оружия, но они его добывали, делая налеты на немцев. Когда же партизаны стали хорошо вооружены, специально приходили в деревни, чтобы люди это видели и активнее вступали в отряды. Белорусские партизаны охотились на сотрудников СД, устраивали засады на дорогах, переодевались в полицейских.

Командирами отрядов были белорусы — бывшие офицеры Красной Армии, знаков отличия они не имели. К ним обращались по-белорусски: «спадар, камандзір». Командиры разговаривали с партизанами на политические темы. Объясняли, что белорусы долго терпели засилье соседей, а восстания были подавлены. Теперь же они продолжают борьбу за создание независимой Беларуси. Бывший партизан утверждает, что белорусские партизаны носили на фуражках специальный символ бело-красно-белого цвета.

После лета 1944-го в белорусский отряд приходили бывшие советские партизаны, но принимали из их числа только белорусов. В 1945—1946 гг. белорусский партизан находился в составе отряда, который проводил операции в районе Барановичей.

В 1946 году они пытались захватить на аэродроме самолет, чтобы улететь за границу, но советские войска отбили эту атаку. Бывший партизан утверждает, что советские спецслужбы распространили через черный рынок отравленные медикаменты, которые попали к партизанам.

Он также говорит о контактах с литовскими, польскими и украинскими партизанами. В конце 1946 г. его послали в Белосток именно для связи с польскими партизанами. На территории Польши он легализовался, а позже, с приключениями, перебрался через западный Берлин на Запад.

Сергей Ёрш, «Историческая правда»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.