TOP

«Если здоровья хватит пробежать от милиционеров за остановку, то можно сказать — спаслись»

Как «шевелятся» некоторые пенсионеры, иногда приходится видеть на подходе к Комаровскому рынку в Минске. Аллея между известными центрами «Импульс» и «Зеркало» в разгар дня становится похожей на полноценный торговый ряд. 

Бабушки и дедушки с большими сумками, несмотря на дождь или жару, вдоль пешеходной дорожки предлагают широкий ассортимент — от овощей и фруктов до посуды, расчесок и одежды.

Журналисты поговорили с участниками «диких рынков» Минска.

Настроение местных торговцев, как правило, меняется за несколько секунд. Вся аллея приходит в движение, когда из-за угла появляются спецназовцы, — люди сворачивают свои импровизированные витрины и пытаются делать вид, что идут куда-то по делам. Через некоторое время, когда милиция наконец уходит, торговцы возвращаются на свои места.

Жители Минска знают, что такие «дикие рынки» действуют по всему городу. На выходе из станции метро «Пушкинская» почти в любое время можно найти с десяток пенсионеров, торгующих всякой всячиной. На этот раз «под козырьком» пожилая женщина продает хризантемы.

— Выращиваю на садовом участке, приезжаю раз в неделю и продаю, — делится опытом. — Тысяч 15 за цветочек прошу, но можно и дешевле: как сторгуемся, столько и будет. Покупают в основном сейчас цветы. Кто на свадьбу, кто на похороны… Просто так редко когда берут — нет денег ни у кого.

Две женщины неподалеку продают несколько небольших мешочков с помидорами. Соглашаются рассказать корреспонденту всю правду об уличной торговле.

— Гоняют так, что мало не покажется. Каждый день приходят и милиция, и налоговая. Налоговая говорит, мол, покажите справку, что у вас есть дачный участок — требуют идти в дачный кооператив, получать там какие-то бумажки. Милиция наказывает за торговлю в неположенном месте — могут даже товар забрать. У женщины в прошлом месяце отобрали помидоры.

На вопрос, почему они торгуют не на рынке, а возле выхода из метро, собеседницы разводят руками:

— А где пенсионеру торговать? На Раковском рынке кавказцы уже выкупили все места, на Ждановичи тяжело ездить — вот и стоим здесь. Тут у прохожих деньги хоть есть: зайдите в кафе, посмотрите, сколько там людей сидит.

У выхода из метро «Каменная горка» еще более многолюдно, чем на «Пушкинской». Почти на ступенях молодые парни без маек со знанием дела продают картошку и огурцы. Дальше — почти до автобусной остановки — тянутся два ряда с овощами. Импровизированные торговые ряды выглядят довольно организованно и не мешают проходу.

— Не буду я ничего говорить! Почему? Не хочу и все, — отбивается от вопросов мужчина, продающий картошку, и предупреждает бабушек по соседству: — И вы молчите, а то накличете беду.

Бабушки рядом выглядят более дружелюбно и, кажется, готовы рассказать свою историю.

— Милиция часто приходит — почти каждый день. На первый раз предупреждает, а потом штрафует. Мы как увидим их — сразу хватаем сумки и бежим что есть силы. Если здоровья хватит пробежать за остановку, то можно сказать — спаслись. А если не успеешь, то будет штраф или предупреждение.

— Пять миллионов штрафа выписали, — подключается неразговорчивый мужчина. — А нам что делать? Говорят, на рынок иди! Но там же платить надо! Только за одну проверку 80 тысяч.

Местные пенсионеры рассказывают: рады были бы торговать цивилизованно, но возможности нет. Жалуются на городских чиновников, которые еще в прошлом году обещали построить навесы, чтобы дачники могли торговать, не опасаясь милиции. Но идея повисла в воздухе.

Напоследок лучше всех мотивацию белорусских нелегальных торговцев объяснила бабушка, торгующая в переходе старыми платьями:

— А как нам жить? Зарплаты не платят, пенсии маленькие… И милицией пусть не пугают — они уйдут, а мы опять придем. Будем стоять до последнего.

«Салiдарнасць»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.