Штрафы. Страх — главный союзник власти
В попытках не допустить роста протестных настроений в стране власть нашла мощный рычаг давления на оппозицию — штрафы.
В результате граждане не могут публично высказать свой протест из-за опасений оказаться в долговой яме, а милиция и суды штампуют протоколы и штрафуют, выдавая все это за истинное правосудие.
Вот один из примеров, по меньшей мере, странного отношения властей к деятельности гражданского общества. 25 августа в Минске в парке Янки Купалы проходила акция в честь принятия Декларации о независимости Республики Беларусь. Активисты оппозиции в этот день провели акцию «Купаловские чтения» возле памятника белорусскому поэту. Результат акции — 14 составленных протоколов за участие в несанкционированном массовом мероприятии.
Одна из участниц акции, Светлана Коваленко, пишет в фэйсбуке: «За прочтение стихов Янки Купалы меня наградили книгой В. Орлова. Сотрудники Центрального РУВД решили, что мой талант достоин как минимум еще одного подарка и подарили мне копию протокола, который сегодня пришел мне по почте.
Я думала, что я — талантище, а меня назвали нарушительницей.
Цитирую: «25.08.2016 в период времени с 18.00 до 18.40 час., в парке им.Я.Купалы в г. Минске, гр-ка Якшина С.В. приняла участие в проведении несанкционированного митинга, приуроченного к 25-й годовщине со дня принятия Верховным Советом БССР Декларации «О государственном суверенитете БССР» 1990 года, без разрешения Мингорисполкома, во время проведения которого читала стихи и выкрикивала лозунги «Жыве Беларусь», чем нарушила установленный порядок проведения митинга…»
В протоколе фигурирует фамилия Якшина, хотя Светлана официально сменила фамилию месяц назад. Видимо, эта информация до бдительных стражей закона еще не дошла.
Ну что здесь скажешь! В Год культуры возле памятника белорусскому поэту читать стихи на беларускай мове и кричать «Живе Беларусь!» с точки зрения МВД — нарушение закона. Приехали…
Кандидата в депутаты от Объединенной гражданской партии Ольгу Майорову за месяц судили трижды: 12 августа — штраф 50 базовых величин за акцию в поддержку Дмитрия Полиенко, против которого возбуждено уголовное дело по ст. 364 Уголовного кодекса — «Насилие или угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел»; 19 августа — штраф 45 базовых величин — за участие в пикете по сбору подписей за выдвижение кандидатом в депутаты Николая Козлова возле МВД (после пикета участники передали обращение на имя министра внутренних дел Игоря Шуневича о пресечении преступлений, предусмотренных ст. 192 УК РБ, связанных с фальсификацией выборов и манипуляциями с голосами избирателей на участках для голосования); 30 августа — 50 базовых величин — за пикет возле горсуда в поддержку требований Ульяны Захаренко, престарелой матери исчезнувшего политика, экс-министра МВД Юрия Захаренко.
В сумме — 145 базовых величин — 3 045 деноминированных рублей. Сумма, неподъемная для бюджета средней белорусской семьи, и суд это прекрасно осознает.
Ольга считает, что суды во время предвыборной кампании — это давление на нее и ее команду.
У пенсионерки Нины Багинской общая сумма штрафов за участие в уличных акциях дошла до 7 500 деноминированных рублей. Судебные исполнители конфисковали бытовую технику в квартире ее детей, описали и выставили на торги дачный участок и садовый домик в садоводческом товариществе «Геолог-СМ» в Смолевичском районе Минской области.
Председателя Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько могут ограничить в праве управления автомобилем из-за неоплаченных штрафов за участие в несанкционированных акциях. Ранее судебные исполнители уже арестовывали его имущество, в том числе накладывали арест на счет мобильного телефона.
Активисты оппозиции пытаются обжаловать решения районных судов в судах высшей инстанции, но в 99% случаев приговоры остаются в силе. Так уж устроена наша судебная система.
На активистов составляют протоколы и заводят административные дела, даже не ставя их в известность. Приглашение в суд может придти и в виде СМС. Заявления двух свидетелей в штатском и фотоматериалы, якобы, снятые во время акции считаются достаточной доказательной базой для обвинения по ст. 23.34 КоАП Республики Беларусь.
Сотрудники МВД и судьи, которые должны стоять на защите интересов граждан, послушно выносят и исполняют бесчеловечные решения. Система борется за свое выживание всеми возможными средствами, и неважно, кто стоит у нее на пути: пенсионерка с бел-чырвона-белым флагом и мизерным доходом, девушка, чья вина лишь в том, что она гордится белорусским языком и родной культурой, или мать исчезнувшего бесследно политика, которая уже много лет не может реализовать свои гражданские права и потеряла надежду на справедливость.
Комментирует ситуацию председатель ОГП Анатолий Лебедько:
— Штрафы это палка о двух концах, и оба бьют по тем, кто не желает смотреть на окружающий мир глазами беларуской власти. С одной стороны эта власть нашла дополнительный источник пополнения дырявого бюджета, а с другой это фактор перманентного давления на людей. В стране огромное количество разочарованных людей, но репрессии, (а штрафы их разновидность), отпугивают граждан от политической и общественной деятельности. С помощью страха власти хотят свести все недовольство к шушуканью на кухне. Они очень болезненно воспринимают любую уличную активность, любую здоровую альтернативу. Конечно, тот факт, что к административной ответственности привлекается кандидат в депутаты это нонсенс для европейцев, а для нас это уже даже не сенсация, не событие. Но хорошо, что в Беларуси есть люди, у которых выработан определенный иммунитет к репрессиям. Пока они есть — у страны есть надежда и перспектива
Оксана Алексеева
Читайте также:
Мингорсуд отказал Ульяне Захаренко
«Другие Дрозды…» Пока только планы
Сколько стоил всебелорусский «корпоратив»?