«Я просто живу по правде…»
Ее знают не только в Березе, но и в соседних Ивацевичах, Белоозерске, многих других городах и весях как бескомпромиссного человека, который не идет ни на какие сделки с властью.
Ее боятся березовские чиновники, а местные силовики пугают на «беседах» молодых журналистов и демократических активистов ее незавидной судьбой. Сегодняшний гость «Снплюс» — журналистка и правозащитница Тамара Щепеткина.
— Тамара Васильевна, правозащитная деятельность и журналистика не мешают женской самореализации?
— Мне в жизни очень повезло с мужем — он ответственный, добрый, рассудительный человек, который никогда не брезгует домашними хлопотами. Во всем поддерживает и помогает — его забота стимулирует находить время и на дом, и на дачу, и на все остальное.
— А дети понимают?
— Их у нас трое, и за всю жизнь ни разу не услышала какого-то упрека: мол, этого, мама, не делай или хотя бы не говори… На генетическом уровне наша семья такая, в которой никто и никого ни в чем не упрекал, а все жили и живут по правде.
— Я бы хотел продолжить мысль насчет женщин: в политике их явно мало… А должен быть какой-то гендерный баланс в этой сфере?
— Баланс не сверху специально нарушен: просто сами женщины не хотят о себе заявлять, но они способны на многие подвиги. Долгие годы я в Березовском районе была в центре политической жизни без всяких должностей — не нуждалась в них. Тем не менее многие из моих предложений принимались мужчинами-активистами и реализовывались.
— Более десяти лет вы издавали бюллетень «Березовый веник», который помог решить огромный список насущных проблем местных жителей. Доставалось от газеты и чиновникам, и бюрократам. По кому бы вы сегодня прошлись «веничком»?
— Ой, кандидатов полно! Вспомнить хотя бы выборы. Я была наблюдателем на участке в районной больнице и видела, как заместитель председателя участковой комиссии заставил проголосовать больных без паспортов… Это куда годится?!
— Раньше ваши статьи и активные действия, обращения напрямую в кабинеты к чиновникам помогали людям в самых сложных ситуациях. Как, например, история с переселенкой из Чернобыльской зоны, у которой местные власти хотели забрать жилье и которую после вашей публикации оставили в покое. Что думаете о сегодняшней журналистике?
— Дело не только в профессионализме, бойцовских качествах моих нынешних коллег. Смотрите: даже пятнадцать лет назад та же милиция была более открытой для СМИ, чем сейчас! Нас боялись чиновники, и мы, журналисты, могли влиять на многие вещи. Сегодня же властям абсолютно на все плевать — торжествует их безнаказанность. Вот, например, в 2007 году я активно освещала строительство предприятия по производству пестицидов — экологически небезопасного производства. Вместе с местными жителями мы собрали 9 тысяч подписей, которые передали лично Лукашенко. И что вы думаете? Ничего не изменилось! Несмотря на значительное ухудшение здоровья местных жителей…
— Но есть же и какие-то победы на этом фронте?
— Интересный пример могу привести из недавней практики. Возле деревни Кабаки захотели высушить болото, где поселились редкие виды птиц. Я начала бить во все колокола, в том числе обратилась и в местную инспекцию охраны животного и растительного мира — но никакого толку! Однако не сдалась: вышла на заместителя министра природных ресурсов и окружающей среды. В итоге болото спасено.
— А есть какие-то грехи, которые вы чувствуете за собой?
— Любой человек не без греха. Лично я благодарна Богу, что он помогает мне оставаться самой собой, в каких бы тяжелых обстоятельствах ни находилась. Иногда очень обидно, что судят за мою журналистскую деятельность, прослушивают телефон, пришлось пережить обыск, описание имущества… Но даже после всего этого находила и нахожу силы жить и работать дальше.
Виталий Бабин