TOP

Человек-легенда

Я заметил, что у Михаила Кукобаки в начале зимы всегда… весна. Природные и погодные катаклизмы здесь абсолютно ни при чем. Да и дело не только в метафоричности. 

2 декабря 1988 года (после четвертой отсидки) он был освобожден из Пермского лагеря. 3 декабря 1936 года сам Михаил появился на свет, 8 декабря 2016 года в родном Бобруйске была презентована книга о нем, на следующий день ее же представили в Минске…

Некоторые бы посоветовали в это время «стаканы не прятать», но я бы не стал спешить с иронией …

Достаточно увидеть человека, которому недавно исполнилось 80 лет, чтобы понять: все эти шуточки не о нем. Особенно, если учесть, что из восьми десятков зим и весен семнадцать проведены за решеткой. Но, глядя на Михаила Игнатьевича, лучше всего понимаешь, что такое здоровый образ жизни.

К слову, еще в 1969 году ему, молодому тогда человеку, пытались пришить пьянку и выгнать из заводского общежития. Кукобака тогда нашел очень оригинальный выход. Он начал собирать подписи, опровергающие это утверждение. Собирал как в кругу друзей, так и среди недоброжелателей. Мне, например, невероятно понравился письменный аргумент местного комсомольского вожака: «Кукобака — враг народа, но не пьяница!».

Для любителей веселых историй есть в книге и другой сюжет. После одной из отсидок Михаила Кукобаку поселили в общежитии в одной комнате с милиционером по фамилии Пенязь. Михаил Игнатьевич поддержал его в одном из противостояний с хулиганами. Вскоре они стали с милиционером добрыми приятелями, и Кукобака попросил отпечатать для него в нескольких экземплярах на пишущей машинке милицейского отделения одну статью, не назвав имени автора. Сержант это сделал, затем повторял еще много раз.

Все пишущие машинки в те времена регистрировались, и в КГБ долго недоумевали: «Где Кукобака умудрился сделать копии статьи Солженицина»…

Хочу акцентировать внимание на том, что сказал о герое книги самый известный в Беларуси правозащитник Алесь Беляцкий: «Міхась Кукабака — человек-легенда». Думаю, с этим выводом согласятся даже те, кто почти семнадцать лет третировал Михаила Игнатьевича…

А еще Алесь Беляцкий точно подметил, что Кукобаке было гораздо трудней, чем всем, кто борется за права человека сегодня. Я с ним абсолютно солидарен, ибо предположить, что кто-то в 1968 году открыто отважится противостоять официальным властям и выступит в поддержку оккупированной советскими войсками Чехословакии, довольно сложно. Я, например, вспомнил только семь диссидентов, которые осмелились выйти по этому поводу на Красную площадь. Теперь вот еще буду знать и про Кукобаку.

Отрадно, что эта возможность появилась не только у меня, ведь документальная книга, повествующая о жизни «последнего политзаключенного СССР», составлена и издана именно для того, «чтобы помнили». На презентации ее, как всегда блестяще, представила известная правозащитница и, не побоюсь этого сравнения, одна из самых симпатичных представительниц «Вясны» Татьяна Ревяко.

К слову, именно она перешла ко второй части мероприятия, вручению традиционной правозащитной премии. В этом году ее лауреатами стали заслуженные люди (чего стоит мой друг Сергей Дроздовский), но я хочу отдельно сказать о лауреате в номинации «журналист года», главном редакторе созданного недавно, но уже доказавшего свою актуальность сайта Белорусского документационного центра Дмитрии Дрозде. Сам он в недалеком прошлом политзаключенный, но я хочу подчеркнуть другое. На мой взгляд, главное в том, что сегодня он пишет правду о прошлом, без этой правды не может быть нормального будущего.

Александр Томкович

Читайте также:

Армяно-белорусские параллели

Права на рэвалюцыю

Сумнае свята

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.