TOP

Катализатор перемен

"С избранием Дональда Трампа старый мир 20 века, наконец, остался в прошлом."Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер.Инаугурация 45-го президента США Дональда Трампа не случайно стала событием не только американского, но и мирового масштаба. Не только потому, что США — самая сильная и влиятельная страна в мире. Сама фигура Д. Трампа довольно необычная. 

Избрание внесистемного политика президентом США стало своеобразным восстанием масс, американским Майданом. Что нашло отражение в эмоциональном заявлении Д. Трампа о возвращении власти народу во время инаугурационной речи.

Сейчас много экспертов по всему миру пытаются делать прогнозы о том, какой будет политика нового президента США. Занятие очень сложное по одной простой причине: думаю, пока сам Д. Трамп плохо представляет, каким будет его политический курс.

Новый президент обещал едва ли не революцию в подходах к политике, он планирует многое изменить и в самих США, и в международных отношениях.

Избрание Д. Трампа глубоко раскололо американское общество. Судя по массовым протестам во время инаугурации, фигура нового президента программирует социально-политическое противостояние в США. Поэтому можно смело предполагать, что американская система сдержек и противовесов, ограничивающая власть президента (Конгресс, Верховный суд), будет подвергнута серьезным испытаниям.

В первое время основные усилия Д. Трампа будут направлены на решение внутренних американских проблем. В ходе избирательной кампании он дал слишком много обещаний, которые не сможет выполнить. Ибо любой популизм — это утопический набор простых и быстрых решений сложных проблем. После чего наступает быстрое разочарование масс в своем кумире.

Что касается внешней политики США, то здесь существует большая доля неопределенности, неизвестности и непредсказуемости. С учетом мощи и влияния США на весь мир, можно прогнозировать, что мировое сообщество, система международных отношений придет в движение. Д. Трамп станет своеобразным катализатором перемен.

Политический стиль Д. Трампа — это игнорирование существующих правил и норм, институтов и союзов. Его внешнеполитическая программа достаточно противоречивая. С одной стороны, он обещает сделать Америку великой, а с другой стороны, одновременно призывает отказаться от американских обязательств в отношении мира.

Но дело в том, что после окончания «холодной войны», распада СССР, мировой порядок строился под эгидой США как единственной сверхдержавы. Соединенные Штаты были его столпом, системообразующим элементом. Кульминация этого процесса пришлась на время президентства Джорджа Буша-младшего. Но вскоре оказалось, что роль «мирового полицейского» не по силам США. Произошло, как пишут аналитики, «имперское перенапряжение».

Отказ от роли «мирового полицейского» начался еще в период президентства Барака Обамы. Как оказалось, ничего хорошего миру это не принесло. Вместо однополярного порядка пришел многополярный беспорядок. Например, на Ближнем Востоке оставленные США пустоты заполнило Исламское государство. Д. Трамп обещает ускорить этот процесс, отказаться от постоянного вмешательства во все мало-мальски значимые международные конфликты. А это повлечет за собой дальнейшую дестабилизацию в мире.

Важной переменой внешней политики США станет низведение до более низкого уровня ценностного элемента. Т. е. вопросы демократии, прав человека, критика диктаторских режимов и продвижение демократических ценностей перестанут быть во главе угла отношений Соединенных Штатов с другими государствами. Что отнюдь не уменьшает вероятность применения силы США, но только для защиты американских интересов.

Из заявлений Д. Трампа следует, что наиболее конфликтными станут отношения США с Китаем, особенно в торгово-экономической сфере. Идея сдерживания КНР становится главной задачей внешней политики Вашингтона.

Избрание Д. Трампа президентом вызвало едва ли ни панику в политическом классе Европы. Особенно его тезис, что НАТО устарело. Ведь само функционирование альянса зиждется на идее евроатлантической солидарности при доминирующей военно-политической роли США. Если Соединенные Штаты отказываются в прежнем объеме защищать европейские страны, то Европе придется это делать самой, т. е. кардинально менять военную политику. Особенно в сложном положении окажутся страны Восточной Европы, Балтии, опасающиеся российской агрессии.

Если весь мир застыл в напряженном ожидании от неизвестности, то была одна страна, которая бурно радовалась победе Д. Трампа. Это Россия. Там почему-то уверовали, что он друг РФ.

Однако в такой позиции Москвы есть и определенный прагматичный расчет. Внутриполитический конфликт в США будет какое-то время отвлекать Вашингтон от России, украинского кризиса.

Но, думаю, Кремль путает надежды с иллюзиями. Игра без правил, которую демонстрирует Д. Трамп (и которую практикует, В. Путин), всегда в пользу сильного, т. е. США. Тот комплекс антироссийских действий, который перед своим уходом из Белого дома осуществил Б. Обама, может стать для нового президента козырной картой. Как бизнесмен, человек деловой, он может предложить Москве сделку. Дескать, я отменяю решение Б. Обамы о высылке дипломатов в обмен на вашу уступку в другом вопросе. Например, Д. Трамп предложил России подписать договор о сокращении ядерных вооружений в обмен на отмену антироссийских санкций.

А. Лукашенко уже успел несколько раз весьма лестно отозваться о Д. Трампе. И это вполне прагматичный расчет. Если нового президента США мало волнуют вопросы прав человека и демократии, то, вроде бы, исчезает главное препятствие для нормализации отношений между нашими странами. Можно будет вернуть послов, а Соединенные Штаты, возможно, отменят санкции в отношении Беларуси.

Однако, во-первых, неизвестно, когда у новой американской правящей команды дойдут руки до нашей страны. А пока отношения будут развиваться по инерции, заданной предыдущими администрациями.

Кроме того, отношения США с Беларусью будут проекцией американо-российских отношений. Новый президент Соединенных Штатов вполне может признать постсоветское пространство зоной влияния России, что прямо и непосредственно отразится на положении Беларуси.

В любом случае министр иностранных дел Германии прав. Новый век начинается только теперь. Добро пожаловать в «новую нормальность».

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Запоздалое открытие мира

«Безнадега. Точка. Бай»

Тупиковая ветвь

Союзнический тупик

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.