Богатые тоже плачут
С ноября 2016 г. у А. Лукашенко появилась новая-старая идея фикс: довести среднюю зарплату в нынешнем году до $500 («Украдите, откопайте, найдите, что угодно, но 500 долларов должно быть выполнено!»). Правда, как это сделать, никто не знает.
Ни в бюджете, ни у предприятий для этого нет финансовых ресурсов. И вот пока экономисты недоуменно разводят руками и пожимают плечами, на самого президента, похоже, снизошло творческое озарение, он, судя по всему, нашел средство осуществить заветную мечту. Способ нетривиальный, хотя, надо признать, и не очень изысканный. Надо забрать у богатых и отдать бедным.
30 декабря, посещая дом-интернат для ветеранов войны и труда, А. Лукашенко заявил, что богатые белорусы должны активнее участвовать в благотворительности, нужно им предложить поделиться деньгами. «Может, и обязаловки нам не надо вводить. Просто попросить людей, сориентировать их на это, и люди будут понемножку давать эти деньги», — сказал глава государства. Причем, по мнению президента, помогать нуждающимся нужно не эпизодически, такая работа должна проводиться постоянно, нужно создать фонд.
До сих пор считалось, что благотворительность — дело добровольное. Только в Беларуси это богоугодное дело осуществляется по команде (извините, по просьбе) и под чутким руководством президента.
26 января во время церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора А. Лукашенко вновь потребовал довести среднюю зарплату до $500 и при этом заметил: «Предварительно мне доложили, что мы уже в декабре прошлого года имели под $417 долларов среднюю зарплату по стране. Осталось совсем немного, чтобы достичь $500».
Но дело в том, что декабрьские зарплаты всегда значительно превышают среднемесячные. Ведь обычно в последний месяц перед новым годом работникам выплачивают премии, так называемую 13-ю зарплату. В январе, как правило, все возвращается на прежний уровень — это $370—380.
Из выступления А. Лукашенко следует, что и по этому вопросу у него разногласия с правительством. По его словам, там есть скептики, которые считают, что такого уровня зарплаты достичь невозможно. «Невозможно — клади портфель и уходи. Если президент поставил задачу, она должна быть выполнена», — заявил глава государства.
И при этом А. Лукашенко популярно объяснил, где взять деньги: «Смотришь и на некоторых наших богатеньких (благо олигархов в стране нет): они больше отдыхают в год, чем работают. А посмотришь, что рабочие имеют у этого богатого человека, это $350. Так как ты можешь отдыхать на Сейшелах или Канарских островах, а рабочим не платить?.. Много не прошу — $500».
Такое незамысловатое разжигание социальной розни, неприязни к богатым.
Но кульминация наступила на следующий день, когда президент прокомментировал «дело Кныровича». Учредитель и директор компании «СарматТермо-Инжиниринг» Александр Кнырович был арестован 26 января. Вместе с ним задержано 11 человек. Согласно пресс-релизу КГБ, преступная схема состояла в продаже организациям ЖКХ термоизолированных труб по завышенным ценам, а полученную прибыль бизнесмен якобы делил с руководителями структур коммунального хозяйства.
Не собираюсь сейчас обсуждать степень вины арестованных. Но здесь важно и любопытно то, что из этого дела власти пытаются с помощью информационно-пропагандистской кампании извлечь немалые пиаровские дивиденды. Государственные СМИ дают подробные репортажи об этом деле, будто преступление доказано. И главным застрельщиком кампании стал сам А. Лукашенко.
27 января, во время кадровых назначений президент заявил: «На нем клейма ставить негде, вместе с тем десятком, кого арестовали… Он же сейчас плачется о помиловании, просит, оказывается, он готов ко мне бежать и платить, возмещать свой ущерб, признать свою вину… И снисхождения к ним не будет никакого. Вор должен сидеть в тюрьме. Вот такую резолюцию только что я положил на доклад председателя КГБ. Все, кто к этому причастен — посредники, кто давал взятки, кто брал взятки, — все будут сидеть, все… Какое помилование? Им надо плакаться, чтобы немедленно в трех-десятикратном размере вернуть украденное. В ЖКХ купили по двойной цене. А куда эти затраты потом пошли? На тарифы. На людей. Вот откуда, в том числе, в ЖКХ у нас высокие тарифы».
В этом возмущенном спиче несколько весьма важных моментов. Прежде всего, приговор арестованным людям уже вынесен. Без следствия и суда.
В последнее время в репортажах СМИ с громких судебных процессов подробно сообщается, что говорил прокурор, адвокат, сами подсудимые. И вот выясняется, что все это не имеет никакого значения. Ибо приговор выносится задолго до самого суда. И это есть нарушение Конституции и законов.
Это выступление А. Лукашенко знаменательно тем, что наглядно показывает, как в Беларуси работает система, извините за выражение, «правосудия». Достаточно председателю КГБ представить докладную записку президенту в отношении любого гражданина, тот ставит резолюцию, и все. Судьба человека решена. Оправдаться у него нет никаких шансов. Суд — это инсценировка, фикция, не более того, оправдательных приговоров он не выносит. Правда, если есть деньги, то можно откупиться, что многие богатые и делают.
Собственно говоря, большого секрета президент не открыл. Просто еще раз напомнил, кто в этой стране на самом деле вершит суд. Он заменяет и прокуратуру, и следственный комитет, и само судебное действо.
Далее. Вы поняли, кто виноват в росте коммунальных тарифов в последний год? Вы думали, власти, правительство, президент, руководство ЖКХ? Так вот нет. И здесь следите за руками. Из выступления А. Лукашенко ясно, что в этом виноват А. Кнырович и его криминальная компания. Вот на кого должен быть направлен праведный гнев трудового народа. Как писали советские газеты 1930-х годов, «со всей пролетарской ненавистью».
Стесняюсь спросить, означает ли это, что теперь, когда виновники роста коммунальных тарифов сидят за решеткой, цены на услуги ЖКХ не будут расти и даже, прости Господи за наивность, понизятся? Позволю себе робкое предположение, что ничего не изменится. Может быть, не тех сажают?
В любом случае, арестованные будут платить за нанесенный ущерб «в десятикратном размере». Таким образом, решение всех проблем, от роста коммунальных тарифов до повышения средней зарплаты до $500, лежит в плоскости простого решения: отнять и поделить.
Ничего нового, почти классика. Все это мы уже проходили. Сначала под лозунгом «Грабь награбленное!» отняли собственность у «помещиков и капиталистов». Потом у крестьян, которые побогаче, их назвали кулаками. Ну а затем очередь дошла и до середняков. Все потом сидели в одних лагерях.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: