Ток-шоу с самим собой
Проведение президентом пресс-конференции в начале года давно стало традицией. В этот раз рекордное по длительности (7 часов 20 минут) мероприятие назвали «Большой разговор с президентом». Сам А. Лукашенко в начале своего выступления назвал эту встречу «диалогом», в котором участвует «широкий круг белорусской общественности».
На самом деле ни диалога, ни встречи с представителями общественности не получилось. Ибо политический диалог возможен только с оппонентами. Однако в зале присутствовало в основном чиновничество да придворные политологи. Независимое общество было представлено всего лишь либеральным экономистом Я. Романчуком и депутатом Палаты представителей Е. Анисим, которым позволили высказаться. Оппозицию не пригласили вообще, так как, по мнению А. Лукашенко, она является «пятой колонной». Были представители независимых СМИ, но им не дали слова. Исключение сделали для главного редактора «Народной Воли» И. Середича. Можно предположить, что журналисты государственных СМИ и провластные политологи задавали вопросы, согласованные с пресс-службой президента. Тогда с кем диалог? Это больше походило на монолог президента перед своим окружением, имитирующий встречу с широкой общественностью.
А ведь несколько лет кряду на таких пресс-конференциях все желающие журналисты независимых СМИ получали возможность задавать вопросы. Например, в 2013 году главный редактор «Советской Белоруссии» П. Якубович даже восхищался полемическим даром президента в дискуссии с независимыми медиа.
И вот теперь такой откат назад. Представителей негосударственных СМИ пригласили, но задать вопрос не позволили. То ли полемический дар А. Лукашенко куда-то улетучился, то ли он элементарно испугался. Все-таки в экономике глубокий кризис, зачем дразнить народ острыми вопросами.
Накануне мероприятия в части общества были определенные ожидания. Страна переживает нелегкие времена, люди теряют работу и зарплаты, кризис в отношениях с Россией, государству нечем отдавать долги, поэтому надо что-то делать. От президента ожидали ответа.
Однако А. Лукашенко откровенно разочаровал. Ничего принципиально нового не прозвучало. Выяснилось, что у главы государства нет внятных ответов на новые вызовы, нет представлений о том, как выйти из тупика, в котором оказалась страна. Было повторено то, что мы слышали десятки раз за последние годы.
Очень много времени А. Лукашенко потратил на обоснование того, почему рыночные реформы в экономике не нужны. Аргументы разные: не надо спешить; надо думать о людях, работающих на госпредприятиях; частник не более эффективен, чем госпредприятие; бизнесмены жульничают (например, А. Муравьев). И все это для того, чтобы обосновать вывод: не нужно ничего менять, пусть все будет, как есть.
В этом смысле очень любопытна полемика между Я. Романчуком и А. Лукашенко. Они говорили на разных языках. Я. Романчук сетует на большую роль государства в экономике, предлагает сокращение его функций. Президент в ответ говорит об «оптимизации», то есть о сокращении госаппарата, уменьшении количества чиновников. Но сокращение чиновников без сокращения функций ничего не меняет. Я. Романчук указывает на экономическую неэффективность госсектора. А Лукашенко говорит, что если начнем приватизацию, то неизвестно где эти госпредприятия окажутся, может, у иностранцев. Т. е. эффективность его мало интересует, он озабочен вопросом собственности.
Как метко заметил политический аналитик Ю. Дракохруст, «вместо вечного вопроса «что делать» президент отвечал, как правило, на тоже важный, но другой вопрос — «кто виноват». И тут ответ на поверхности. Самым ярким в пресс-конференции А. Лукашенко был сюжет об отношениях Беларуси с Россией.
Очень скоро, планировалось, что даже через несколько дней, должно состояться заседание Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России. В преддверии этого мероприятия логично было бы снизить градус полемики с Кремлем. Если хочешь договориться с партнером, нелогично размазывать его по стенке перед встречей.
Но, видно, сильно наболело. Хоть А. Лукашенко и сделал мягкие подкладки (Россия — естественный союзник, Путин — мой друг, мы не собираемся выходить из интеграционных объединений и пр.), но в целом, говоря о России и ее политике, президент нарисовал жутковатую картину. Вот лишь несколько реплик. Политика России в отношении Беларуси — издевательство. РФ стремится держать Беларусь на крючке. Зачем нас брать за горло? В РФ дореволюционный уровень переработки сельскохозяйственного сырья. Это коррупционная страна. Беларусь потеряла $15 млрд от вступления в ЕАЭС. Россия принимает бывших террористов. Закрытие РФ белорусско-российской границы — это чисто политический выпад. Россия рано радуется победе Дональда Трампа в США. А. Лукашенко заявил, что против главы Россельхознадзора С. Данкверта надо возбудить уголовное дело.
И, наконец, самый главный выпад. Когда глава Беларуси рассказывал о том, как они спорили с Путиным о ценах на газ, о механизмах компенсации, то он, якобы в шутку, сказал, дескать, может, у тебя акции «Газпрома» есть? Но, как известно, в каждой шутке только доля шутки… Слухи о том, что сам президент РФ является акционером газовой монополии, ходят давно, об этом много писали российские и зарубежные СМИ. Поэтому данная шутка — это удар под дых.
И еще. По словам А. Лукашенко, руководство России исходит из того, что белорусы никуда не денутся. В ответ президент Беларуси заявил: «Денемся, в центре Европы страна пустовать не будет». Говорил, что может найти другие источники поставок нефти.
Хотя, отвечая на другой вопрос, А. Лукашенко высказал противоположную мысль: «Если вы думаете, что Лукашенко развернулся и пошел на Запад. Слушайте, это же для наивных. Я отдаю себе отчет: никто меня в Германии не ждет, я абсолютно никому там не нужен — точно так, как и Беларусь с каким-то конкурентным товаром…» Все правильно, но попугать подозрительного союзника никогда не помешает.
Таким образом, это была традиционная пиар-акция, которой ее организаторы пытались придать новый, свежий формат. Получилось плохо. И, может быть, квинтэссенцией всего выступления стала вырвавшаяся из уст А. Лукашенко реплика: «Сбился с мысли, что хотел вам сказать». То, что президент сбился с мысли, это еще полбеды. Беда в том, что Беларусь сбилась с пути. Причем давно, около двух десятков лет назад.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: