TOP

«Продам свои пять литров черники и продукты куплю»

Как жители Барановичей выживают на ягодах. 

В первых городских автобусах немноголюдно. К 6.10 приезжаю на Полесский вокзал. Когда подхожу к кассам, понимаю, что в лес я поеду не одна: работают два окошка, в каждом очередь человек из двадцати. Билет Барановичи — Лесная — Барановичи стоит 99 копеек. Кассир называет сумму на автомате: 80% собравшихся в такую рань на вокзале едут именно по этому маршруту.

Я захожу в первый вагон и выбираю место рядом с женщинами, которые держат пустые ведра. Тоже 5-литровые. Во всем вагоне ни у кого нет больших ведер.

— Что-то все с маленькими ведрами едут, — говорю соседкам.

— А вы в первый раз? В этом году ягод совсем нет: все вымерзли, — отвечают мне.

Ко времени отправления электрички в 6.22 в вагоне не остается свободных мест.

— Ты посмотри, одни старики-боровики, — обращается к подруге пожилая женщина на соседнем сиденье.

— Молодежь сейчас в лес палкой не загонишь, им легче на рынке купить. Вот мы насобираем, а они у нас ее и возьмут. И им хорошо, и нам. Я потом за эти деньги себе на неделю продуктов куплю, — отвечает ей другая пенсионерка.

На станции Лесная выходят почти все пассажиры. Человек 300. Все идут в одном направлении — к лесу. Я пристраиваюсь к толпе.

Ближе к лесу все расходятся по разным дорогам. Я иду за Марией Васильевной. Она работает дворником в городской школе. Сейчас у нее отпуск, поэтому женщина с подругами приехала за ягодами. Уже во второй раз. В первый раз они оставили себе в лесу метки — синий целлофан.

— Мы далеко не ходим, чтобы не заблудиться. Это же лес, — говорит Мария Васильевна.

Вокруг большой ягодник. И черника есть, хотя после слов соседки в электричке я совсем потеряла надежду найти ее. Ягоды, правда, мелкие, и их по три на кусте: не успеешь присесть, как пора переходить на другое место. Но энтузиазма у меня много. Дно моего ведерка ягоды плотно закрывают через 40 минут. Однако очень быстро моя скорость падает: надоело. Беру бутерброд и иду гулять по лесу. Вообще, утро в лесу настраивает на отдых, а не на работу: свежо, светло, вокруг поют птицы.

Пройдя метров 500 по лесной дороге, встречаю Елену. Женщине 44 года, 21 из них она работает в сфере образования. В конце 90-х Елена с мужем начали строить квартиру в кооперативе. Зарплаты и у женщины, и у ее мужа были невысокие, поэтому на сборе ягод они подзарабатывали.

Елена — опытная ягодница. Она собирала землянику, чернику, малину и клюкву. Больше всего, по ее словам, заработать удалось на чернике: земляника и малина — ягоды скоропортящиеся, их желательно продать в день сбора. За черникой она ездила два дня подряд в лес, а на третий — продавала собранное.

— Первое время продавала на Полесском рынке, потом увидела, как люди с полными ведрами садятся на минскую электричку. Выяснилось, что торговать ягодами на Комаровском рынке в Минске гораздо выгоднее. Там ведро ягод стоило почти в два раза дороже! — рассказывает Елена.

Женщина ездила в Минск по два раза в неделю. Хорошо, говорит, что у работников образования отпуск длинный и летом. По ее словам, за два месяца такой подработки можно было заработать 3—4 зарплаты. После черничного сезона ягоды не заканчивались. Осенью по воскресеньям Елена ездила за клюквой. Однажды за весь ягодный сезон удалось заработать почти 1000 долларов — огромные по тем временам деньги!

Квартиру Елена давно достроила, дети выросли, но привычка ездить за ягодами осталась. Если раньше женщина могла собрать 15 литров черники за день, то сегодня планирует не меньше 8. Часть ягод она оставит себе, а остальные планирует продать.

Возвращаюсь к сбору ягод уже без энтузиазма. Вроде и ягоды в лесу есть, но в моем ведре они прибавляются слишком медленно. За семь часов успеваю собрать около четырех литров.

Электричка до Барановичей в 15.07. За час до этого люди начинают выходить из леса, поэтому тоже выхожу вместе со всеми.

На дороге между лесом и станцией стоит машина, в которой принимают ягоды. За килограмм платят 2 рубля 50 копеек. Но желающих продать почти нет.

— За такие деньги никто ягоды сдавать не хочет. Если бы рубля четыре, а так… — вздыхает моя попутчица Вера. — Мы же на ягодах выживаем, а не баронами становимся. Продам свои пять литров черники и продукты куплю. Пенсия-то вся на лекарства уходит.

Сразу же после прибытия на Барановичи-Полесские я иду на рынок: теперь ягоды нужно продать. Со мной на рынок идет всего три человека. Наверное, большинство будут продавать чернику завтра утром. На рынке всего несколько покупателей. Тем не менее мне везет. Не успеваю зайти на рынок, как подбегает женщина:

— А что вы продавать будете? Чернику?

Услышав, что я прошу за литр ягод 3 рубля, она пытается торговаться:

— Дорого!

Снижать цену на ягоды я не намерена. Когда покупательница понимает это, соглашается взять 3 литра ягод по 3 рубля. Пока мы выясняем, как эти 3 литра я буду отмерять, вокруг собирается толпа людей, которые интересуются стоимостью. Я понимаю, что продешевила. Оставшийся литр отдаю за 3,5 рубля.

В итоге за день на ягодах я заработала 12 рублей 50 копеек. Не знаю, можно ли такими темпами стать «черничным бароном», но радости от выручки никакой: хочется просто отдохнуть.

Intex-press.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.