TOP

Российский «Титаник»

Санкции США против России принципиально меняют всю международную геополитику. Кстати, 4 августа ЕС принял дополнительные санкционные меры в отношении РФ. Таким образом, конфликт Запада с Россией вышел на новый уровень, стал стратегическим. Ибо США и ЕС рассматривают РФ как опасную угрозу своим устоям. 

Некоторые эксперты сравнивают нынешние санкции Соединенных Штатов со знаменитой «фултонской» речью У. Черчилля, с которой началась растянувшаяся на десятилетия «холодная война» между Западом и СССР.

Тот факт, что американские санкции приняты Конгрессом в виде закона, означают, что конфронтация с Россией становится долговременным трендом. У администрации Д. Трампа связаны руки, и никаких сделок с Кремлем не будет. Предыдущий аналогичный закон в виде поправки Джексона-Веника, направленный на ограничения в торговле с СССР, просуществовал 38 лет. Фактически политическая элита США принуждает Д. Трампа стать Р. Рейганом, который в свое время жестким давлением на Советский Союз побудил его к отступлению по всем фронтам, а потом и к распаду.

Все это означает, что попытка Москвы навязать Западу свои правила игры, расколоть его и принудить дать согласие на раздел мира на сферы влияния по модели Ялта-2, потерпели сокрушительный провал. На каком-то этапе Кремлю показалось мало Крыма. Впав в гордыню, он с каким-то «достоевским» надрывом бросился в азартную авантюру борьбы с Западом. Он с головой окунулся в омут сирийской войны, не жалел денег на поддержку антисистемных партий в Европе, открыто помогал финансами французскому Национальному фронту Марин Ле Пен, пытался осуществить госпереворот в Черногории и пр.

И как финал — безумная идея вмешаться в президентские выборы в США. Дергать тигра за хвост — это была пагубная самонадеянность. Когда в ходе выборов верх одержал Д. Трамп, в России это было воспринято почти как победа под Сталинградом. Дескать, нам удалось провести своего кандидата, победил «наш» человек. Нынешняя «ответка» США свидетельствует о неспособности кремлевского руководства элементарно просчитывать последствия своих действий.

Санкции означают, что В. Путин воспринимается на Западе как неадекватный политик, с которым нельзя иметь серьезного дела, заключать сделки. И пока он остается у власти, «холодная война» неизбежна.

Последствия этой конфронтации для России очень печальные. Важно обратить внимание, что эти ограничительные меры США против России приняты в одном пакете с санкциями против Ирана и Северной Кореи. Т. е. РФ поставили в один ряд с мировыми изгоями, зачислили в новую «ось зла», ее выталкивают в изоляцию, на обочину мировой политики.

Россия не воспользовалась историческим шансом, возникшим после распада СССР, стать частью цивилизованного мира, не смогла вырваться из цивилизационной матрицы. И нынешний конфликт с США и ЕС она не может выиграть по определению. СССР, располагая гораздо большими ресурсами, чем сегодняшняя РФ, имея много союзников, сокрушительно проиграл Западу «холодную войну». А Россия сегодня гораздо более слабая, воюет в одиночку, ее никто не поддерживает. Технологический разрыв между РФ и Западом (а также и Китаем) больший, чем во времена СССР. Санкции отсекают Россию от глобальных рынков капитала, новых технологий.

При этом Москва никаких серьезных контрсанкций осуществить не может. Поэтому все ограничилось высылкой американских дипломатов. Ибо США от России практически не зависят. Это российская элита хранит свои деньги в западных банках, имеет там замки, яхты и футбольные клубы. И, кстати, в американском законе о санкциях дано поручение финансовой разведке предоставить информацию обо всех активах путинской верхушки.

Пропагандистская, идеологическая мобилизация в России, начавшаяся после Крыма, не трансформировалась в экономическую модернизацию, хотя бы по опыту сталинской индустриализации. Коррумпированный путинский режим оказался на это не способен. Все ограничилось только электоральными победами, ростом рейтинга российского президента.

Сейчас в России ведется много разговоров о том, что западные санкции подталкивают РФ к союзу с Китаем. Но возникает естественный вопрос: а зачем Пекину это надо? Китаю не нужны союзники, ему выгодна слабая, зависимая Россия, он, скорее всего, воспользуется ее незавидным положением в своих интересах.

Что в этой ситуации делать Беларуси? Ни в коем случае не солидаризироваться с Россией, не подключаться к ее самоубийственной конфронтации с Западом и большинством мусульманского (суннитского) мира, не загонять себя в яму самоизоляции. Если российский «титаник» с самозабвенным упоением и нарастающей скоростью несется на айсберг, то самым рациональным будет решение потихоньку отгребать в сторону. Дабы не затянуло в воронку. Т.е. фактически продолжать ту линию, которую избрал официальный Минск после Крыма: дистанцирование от Москвы, медленный дрейф в сторону, политика нейтралитета. Т.е. у Москвы и Минска оказался разнонаправленный тренд внешней политики, и он усиливается. Белорусская дипломатия оказалась в ситуации шпагата, который все больше растягивается. Показательной иллюстрацией к этому политическому акробатическому этюду являются предстоящие совместные белорусско-российские военные учения на территории Беларуси, которые пришлись очень некстати.

В любом случае, Россия становится более слабой. Беларусь волею обстоятельств получает исторический шанс вырваться из ее тесных объятий, реализовать идею многовекторности, диверсифицировать свои международные связи, наладить партнерские отношения с Западом.

Например, вот сейчас, когда США и Россия взаимно высылают дипломатов, можно было бы сделать такой демонстративный жест и предложить Вашингтону вернуть американского посла в Минск. Это было бы оценено Соединенными Штатами по достоинству. И, кстати, России было бы трудно возражать или возмущаться, ведь в Москве американский посол есть.

Санкции против России затормозят выход из кризиса российской экономики. И это плохая перспектива для Беларуси, ибо на рынок РФ приходится почти половина нашего экспорта. А для внешнеторговой диверсификации нужны рыночные реформы в экономике.

Иначе говоря, в связи с изменившейся международной ситуацией, Беларуси нужна новая дорожная карта, своего рода перестройка внутренней и внешней политики. Она поможет адаптироваться к новым условиям. Ибо Россия сегодня становится не столько фактором поддержки Беларуси, сколько источником проблем. И с этим надо что-то делать.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Игроки в казино

Свобода приходит нагая

Трест, который лопнул

Почему Минск не Хельсинки

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.