TOP

Политический паноптикум

Едва правительство и исполнительная вертикаль успели разработать графики выхода к концу года на среднюю зарплату в стране 1 тыс. рублей, как А. Лукашенко поспешил осчастливить белоруса новой державной щедростью. Во время пребывания в Бресте он поручил в будущем году довести среднюю зарплату до 1500 рублей. 

Зачем? Президент спешит восстановить социальный контракт с обществом. Долгое время в Беларуси существовал негласный гражданский договор, который можно свести к формуле: политическая лояльность к власти в обмен на рост доходов.

С началом экономического кризиса в Беларуси, падением уровня жизни этот контракт самоликвидировался. Но власти не растерялись и, воспользовавшись шоком белорусского общества от событий в Украине, предложили новую формулу контракта: политическая лояльность в обмен на мир, порядок, безопасность. То есть благодарите власть за то, что у нас нет войны. Как это ни странно, но этот примитивный ход сработал в 2014—2016 годах. Благодаря ему, режиму удалось успешно провести две избирательные кампании.

Но события весны 2017 года показали, что и этот контракт разрушился. В Украине установился относительный мир, кризис продолжался, а тут еще власти придушили людей декретом о дармоедах. Взрыв протеста продемонстрировал, что доверие общества к власти очень сильно упало. Разрушение белорусской социальной модели породило идеологический, ценностный и психологический кризис. Появилось осознание, что А. Лукашенко завел страну в тупик. Хотя уличную активность удалось сбить, но вот государственный Институт социологии приводит данные, что до 10% белорусов ищут работу за рубежом. То есть столько людей не просто мечтают (таких в несколько раз больше), а предпринимают практические усилия, чтобы «свалить за бугор». Председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин привел такой прогноз экспертов: около 2 млн активных молодых людей уедет из Беларуси в ближайшие годы. Иначе говоря, в этом плане Беларусь приближается к Молдове или Западной Украине.

Президент понимает, что вернуть доверие общества можно только дав людям надежду. Но проблема в том, что у А. Лукашенко нет новых идей. Он снова и снова вытаскивает из рукава старые ходы и приемы, которые хорошо работали раньше. Это идея порядка, дисциплины, стабильности. Поэтому и появилось обещание заработка сначала 500 долларов, затем — 1 000 рублей, а сейчас — 1,5 тыс. руб. Глава государства использует то, что белорусы — нация потребителей, и высокий заработок заменяет им национальную идею. Обратите внимание, что во время всех президентских выборов единственным конкретным пунктом предвыборной программы кандидата в президенты А. Лукашенко было обещание повысить среднюю зарплату. Сначала до 100 долларов, потом до 200, затем — до 500 долларов. И раньше это неплохо работало.

Но есть большое сомнение, что это сработает снова, и с помощью этих обещаний можно восстановить социальный контракт с обществом. Ведь белорусы помнят, что в прошлом подобные решения заканчивались большой девальвацией. Кроме того, 70% белорусов получают меньше официальной средней зарплаты. Поэтому все рассуждения Лукашенко об 1 тыс., 1,5 тыс. рублей вызывают у его электората только раздражение, дают обратный эффект.

Но сам факт, что президент дает устное указание о достижении определенных экономических параметров, и весь госаппарат бросается их выполнять, очень много говорит о реликтовости белорусской социальной модели, которая недалеко ушла от советского прошлого.

Еще один реликт из недавнего прошлого — это вернувшееся после пятилетнего перерыва селекторное совещание по уборке урожая. Словно неумолимая машина времени постоянно возвращает страну назад. Селекторное совещание — это классика жанра, хрестоматия, наиболее яркая иллюстрация ручного управления экономикой, белорусский политический паноптикум. Это такой индикатор, маркер, по которому можно определить, в какую эпоху живет страна.

Если говорить собственно о самом селекторном совещании, то ничего нового мы не услышали. В очередной раз узнали, что «у нас пока много безалаберности, элементарного разгильдяйства и досадных недоработок». Выяснилось, что за 23 года в сельском хозяйстве так и не создана система, которая бы работала по принципу самоуправления, саморегулирования. Местная вертикаль, руководители хозяйств не знали, не предвидели, что в августе созреет урожай и его надо убирать, поэтому не подготовились. Пришлось А. Лукашенко подробно объяснять, что корма надо хранить не в буртах, а в траншеях. Иначе говоря, управление экономикой на уровне директора совхоза.

А еще выяснилось, что, как и раньше, белорусская сельскохозяйственная техника низкого качества. По информации «Еврорадио», семь из восьми комбайнеров, намолотивших свыше тысячи тонн зерна, работают не на белорусских, а на импортных комбайнах.

Любопытно, что в ходе поездки А. Лукашенко по Брестской области речь шла о валовых показателях, урожайности, сроках. Никого не интересует экономическая эффективность, прибыль, окупаемость вложенных средств. Президент приказал поставлять технику, горючее, удобрения в хозяйства без всякой оплаты. Как обычно, он запугивал руководителей тюрьмой. Думаю, нужно поставить на каждом поле автозак, и работа закипит. Придет время, когда селекторные совещания А. Лукашенко будут показывать по ТВ в качестве юмористических передач.

На прошлой неделе произошло еще одно знаковое событие, хорошо иллюстрирующее экономическую политику государства. 8 августа состоялось совещание у А. Лукашенко по вопросу о раскрепощении бизнеса и стимулировании деловой инициативы. Сам факт, что через четверть века после краха советской системы в Беларуси бизнес надо раскрепощать, говорит о многом.

А. Лукашенко поручил подготовить документы по этой проблеме в течение первого квартала 2017 года. Закончился второй квартал, начался третий. Наконец 8 августа у президента дошли руки до этой нелюбимой им темы. Но документы не подписаны, назначен новый срок их готовности — 1 октября.

Еще больше впечатлили комментарии А. Лукашенко на совещании. Президент, как и раньше, рассматривает раскрепощение бизнеса как проблему, вызов, угрозу. Поэтому он продолжает запугивание бизнесменов: «Не дай Бог, после первого октября, когда эти документы вступят в силу, кто-то где-то не так будет себя вести — мало не покажется, я вам гарантирую». Вот, оказывается, что гарантирует гарант Конституции в результате нового декрета. Вовсе не свободу, а наоборот, тюрьму. По его представлению, предприниматели должны «работать не только на себя, но и на благо государства». Обращаясь к представителям бизнеса, Лукашенко с угрозой заявил: «Если вы по-другому это понимаете, тогда у нас с вами вряд ли что-то получится». Кто бы сомневался.

То есть А. Лукашенко, как и раньше, рассматривает предпринимательство не как основную и естественную форму развития экономики и общества, не как свободное творчество свободных людей, а всего лишь как инструмент в руках власти для решения задач, которые ставит государство. Функция бизнеса в Беларуси — это обслуживание существующего режима. «Оставь надежду, всяк сюда входящий» — было написано над воротами ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери…

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Российский «Титаник»

Игроки в казино

Свобода приходит нагая

Трест, который лопнул

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.