TOP

Восток — дело тонкое…

Почти все белорусские частные предприниматели, занятые в розничной торговле, считают, что против них ведется самая настоящая экономическая диверсия, которая осуществляется «диверсионными отрядами» выходцев из Средней Азии — централизованно, с единым штабом, с едиными поставками.

Ситуацию наши коммерсанты «проспали в шапку», а когда проснулись, то в их тылу уже вовсю хозяйничали узбеки, таджики и туркмены, открывая в небольших городках и райцентрах магазины с низкими ценами. Покупатели с местных рынков, быстро смекнув что почем, скопом рванули в «тюбетейки» за нужным товаром. Белорусские ИП применили старый способ борьбы с врагами — забрасывать органы власти жалобными письмами и тщательно собранным компроматом.

Почему у них дешевле?

Вопросов действительно много. К примеру, как им удалось столь стремительно ворваться во все регионы, чем объясняется дешевизна товаров? Наши предприниматели убеждены: без серьезной «крыши» и криминальных схем здесь не обошлось. Приезжие бизнесмены рассматриваются местным бизнес-сообществом исключительно как злостные нарушители и коррупционеры. Вот что рассказал о себе Шерзоджон Далимбоев, директор ООО «Дилсабо ТАНХО»:

— Идею мне подсказали несколько лет назад земляки, которые в Минске на рынке торговали сухофруктами. Я приехал, побывал и в столице, и в областных, и в районных городах. Изучил ассортимент, цены не только на местных рынках, но и в государственных магазинах, в торговых центрах. Приезжал не один, а со специалистами-менеджерами оптовых продаж. Я несколько больших тетрадей заполнил описанием моделей, пользующихся у белорусов спросом. Цены сравнивал в десятках магазинов, долго разговаривал с земляками, которые сами открыли здесь торговые точки. Я в бизнесе уже более 20 лет, начинал в Узбекистане и знаю, что торговля всегда требует большой и тщательной подготовки, иначе в трубу вылетишь! У меня давно работают магазины в Казахстане, в России, а в Беларуси я открыл фирму почти год назад. Пока у меня два магазина — в Ганцевичах и в Барановичах, но есть желание расширить бизнес.

Признаюсь, вести бизнес в Беларуси мне трудно: если в России можно договориться, то у вас — только через документы. Деньги не помогут, а будешь предлагать вариант как «решить вопрос» — посадят! Мне часто говорят ваши предприниматели, что меня «крышуют», но это не так! Свобода дороже любых денег, особенно, если работаешь в чужой стране, по чужим правилам

— Простите, но, по-моему, работая легально, таких низких цен добиться невозможно…

— В Узбекистане ты не обязан ни перед кем отчитываться, за сколько продаешь товар. Главное — его надо поскорее сбывать и зарабатывать на объемах, поэтому, если купил за 100 рублей, то максимум за 120 продашь, иначе не выдержишь конкуренции. Это закон рынка. Ваши торговцы на рынках за 100 рублей покупают, а за 200—300 продают. У меня работает сейчас 14 человек местных, плачу НДС, в ФСЗН, зарплату, аренду — все, как надо. Белорусам нужно учиться конкурировать. Если бы они накидывали, к примеру, 30%, то нам бы здесь нечего было бы делать. Товар мы покупаем пока в Москве, но я, может быть, привлеку к работе в Беларуси еще несколько земляков. Тогда есть смысл заниматься оптовыми поставками узбекских товаров. Цены в таком случае будут еще ниже.

Протокол, конфискация, штраф

Можно ли ИП торговать без нарушений? Думаю, едва ли: слишком много правил надо соблюдать, чтобы оставаться в нынешнем правовом поле, очерченном законами, указами, распоряжениями, которые порой противоречат друг другу, имеют разное толкование… Для приезжих исключений нет. Более того, выходцы из Средней Азии подвержены не только государственному контролю.

Белорусские предприниматели с завидным упорством «пишут куда надо» обо всем, что увидят в «тюбетейках». Информация располагается и на интернет-сайтах. Вот такой хотя бы «крик души»:

«…Мы, 112 предпринимателей из Новогрудка, вынуждены обратиться в МАРТ. В нашем городе 1 июня открыли магазин «Нарасхват» жители Узбекистана, но магазин зарегистрирован на имя белоруса… Мы сделали несколько контрольных закупок в указанном магазине, и стало понятно, что, не выдавая чеки, там, возможно, скрывают доход от государства. Наши налоги идут на развитие нашей Беларуси, а жителям Узбекистана хочется быстро обогатиться за счет нашего народа, а заодно разорить предпринимателей нашего города. Прилагаем к своему обращению фотодоказательства нарушений».

Этим летом в Пинске после ряда проверок закрылись два магазина дешевой одежды, получившие среди горожан неофициальное название «узбекские». Почувствовав конкуренцию, местные предприниматели приходили с жалобами на прием к председателю горисполкома. Магазины проверяли: госстандарт, налоговая инспекция, управление торговли и услуг, санстанция, милиция. Что касается нарушений, то, в частности, не было накладных, подтверждающих легальность приобретения, нарушен порядок приема наличных средств (не пробивали через кассу), не были соблюдены требования таможенного регламента по безопасности продукции. По результатам мониторингов были выданы рекомендации по устранению проблем.

Торговая инспекция Министерства антимонопольного регулирования и торговли проводила собственный мониторинг. Было проверено 34 торговых объекта («магазина низких цен») по всей стране, но больше всего — в Гомельской области. Нарушения нашлись практически в каждом. Чаще всего речь шла о несоблюдении ассортиментного перечня или его отсутствии, непредоставлении необходимой информации потребителю о товаре, порой даже страна происхождения была непонятна. Так, в речицком магазине «Нишон» на одном из ярлыков, прикрепленных к махровому полотенцу, значилось: «Байрамалийский текстильный комплекс имени Великого Сапармурата Туркменбаши». На другом просто: «Туркменистан, г. Бишкек, ул. Сеченова, 98». В других магазинах тоже было непросто определить, какой национальности товар: с одной стороны — Китай, с другой — Фергана. Через некоторое время специалисты МАРТ провели повторный мониторинг. Вывод : устранили нарушения не все. В отношении должностных лиц некоторых фирм начаты административные процессы.

В том, что не все безупречно, признаются и сами руководители «узбекских» фирм. К примеру, генеральный директор ООО «Абдусалом» Амазали Рахматтилаев уверяет, что работают они в таких же условиях, что и белорусские предприниматели, а недостатки стараются сразу же устранять:

— У нас были проблемы. В этом виноваты некоторые поставщики, которые выдавали такие документы, которые и способствовали нарушениям. Мы с ними больше не работаем. Берем товар только у оптовых поставщиков в Москве.

Конкуренция со стороны торговцев из Средней Азии отодвинула на второй план вечные проблемы: высокая арендная ставка, конфискация товара, необходимость получать сертификат качества на все импортные товары легпрома. Теперь главная задача — любыми путями выдавить восточных гостей с белорусского потребительского рынка вместе с их дешевыми товарами.

Однако сделать это при действующем законодательстве не представляется возможным. Есть указ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Он запрещает проверки в течение двух лет со дня образования фирмы, а все «тюбетейки» очень молоды. Указ — не оберег, и в нем целая страница отведена под оговорки, в каких случаях мораторий приостанавливается, когда начинается судебное разбирательство, но найти силовое решение вопроса о конкуренции в пользу белорусов не получится.

Светлана Балашова

Читайте также:

Голодные дети все съедят, а родители за все заплатят!

Взять на себя детскую боль и жить с ней каждый день

Одесса без контрабанды? Я вас умоляю!..

Ах, Одесса, жемчужина у моря…

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.