TOP

За место на полке

Товары и продукты в больших гипермаркетах и маленьких магазинчиках возле дома интересуют нас только качеством и ценой. Акции, скидки, низкие цены, розыгрыши призов — это то, что освещается яркими рекламными прожекторами. Откуда все это берется и какой ценой достигается относительно дешевое изобилие?

Нам, рядовым покупателям с «прожиточным минимумом», согласитесь, нет никакого дела до маркетинговых ходов и профессиональных игр по обе стороны прилавка. Главное — оставаться в выигрыше от удачных покупок. Но вспыхивающие в последнее время скандалы между производителями и крупными торговыми сетями дают повод задуматься о перспективе «торгового пути», на котором о покупателях думают меньше всего.

Иностранцы «рулят»

В Евросоюзе, в частности в Польше, принято строить не более одного гипермаркета на 200 тысяч населения, причем «крупнотоннажные» магазины располагаются в основном за пределами кольцевой. У нас же для пресловутого рынка отечественного ретейла ограничений почти не существует.

— Торговые сети в Беларуси разрастаются стремительно, — утверждает доктор экономических наук Сергей Киришевский. — Еще 10—15 лет назад мы закупались в основном на рынках и в различных «мини-магах», сегодня же — все чаще в супер- и гипермаркетах. Благо они теперь есть даже в региональных городах. В Минске уже более 10 лет в строительство торговых объектов вкладываются зарубежные инвестиции — России, Великобритании, Литвы и других стран. Наши крупные торговые сети на 95 процентов в той или иной форме представляют собой иностранный капитал, а значит прибыль в итоге уходит за границу на поддержание чужой экономики. Мы в одном лишь Минске построили гипермаркетов в пять раз больше, чем полагается по европейским нормам (по статистике в 2003 году на 10 000 минчан приходилось 3113 кв.м торговых площадей магазинов, в 2016 году — 6294 кв.м), а доля крупных торговых сетей в общем товарообороте страны по продуктам питания превышает 60 процентов! А сколько раньше в столице было малых и средних сетей? Где они сейчас? Мы уничтожили конкурентную среду. Периодически «наверху» затеваются разговоры о том, что надо поддерживать магазины шаговой доступности, при этом для них то и дело поднимается арендная плата. Нам нужно стимулировать свой частный торговый бизнес, иначе через несколько лет будем работать только на иностранцев и покупать по предложенным ими ценам.

Уже в этом году возникло много острых вопросов к ряду крупных торговых сетей. Если раньше на их работу жалобы поступали прежде всего от покупателей, то в последнее время — и со стороны белорусских производителей, в том числе даже государственных.

Право выбора товара у… продавца

В начале нынешнего года Совмин поручил Министерству антимонопольного регулирования торговли (МАРТ) «активизировать работу по противодействию недобросовестным практикам в сфере розничной торговли». Через несколько месяцев в МАРТе собрались представители ведущих торговых сетей и директора восьми государственных предприятий, заявивших о дискриминационных, неправомерных действиях ритейлеров в отношении поставщиков. Были озвучены такие цифры: сегодня доля первой десятки крупных торговых сетей в общем товарообороте страны уже превышает 60 процентов, увеличиваясь на 2—3 процента в год. При этом большинство из них, мягко скажем, «задерживает оплату поставщикам».

Но самая острая проблема — торговые сети фактически определяют построение бизнеса производителями.

Выступая на совещании, один из руководителей Минского завода безалкогольных напитков отметил:

— Сегодня крупные торговые сети уничтожают более мелкие магазины типа «Гастроном» руками поставщиков. Не легче от такой политики и производителям. Предлагая нашему предприятию предоставить скидку на продукцию в размере 30—45 процентов (одно из условий попадания на полку, к примеру, «Минской-4»), сетевой ритейл рассчитывает, что рентабельность у завода превосходит 40 процентов. То есть мы должны заложить такую прибыль. До конечного покупателя скидка производителя не доходит практически никогда — размер торговой наценки не регулируется. Мы слышим: «В этом году вам даем столько-то места на полке. Нам нужна отсрочка 60 дней и следующие позиции». Дальше — торг. Мы можем предложить лучшие условия и получить еще 10—15 сантиметров полки? Берем. Не можем — остаемся с тем, что могли дать. Ассортимент снижается, продажи падают. И уже при следующем переговорном процессе слышим: «Ваши продажи упали. Мы урезаем место на полке в два раза». Хотим вернуть — надо заплатить уже в два раза больше. И эта гонка бесконечна. В нынешнем году предприятие отказалось от сотрудничества с одной крупной сетью. Нелегкое решение, но иного пути не видим: если бы мы не прекратили отгрузки и продолжили работать в таком экономическом режиме, то получили бы убыток 1,2 млн евро.

В свою очередь гендиректор ОАО «Лидахлебопродукт» Александр Островский заметил:

— Проводимая крупными сетями политика привела к тому, например, что с полок белорусских магазинов начали исчезать макароны. Если мы будем слышать от продавцов фразу о том, что без предоставления огромных скидок с нашим предприятием не продолжат работу, то это станет в итоге поводом для серьезного антимонопольного расследования. Ограничивать присутствие госпредприятий, созданных для того чтобы из страны не вымывалась валюта, — это кощунство, нонсенс!

Торговые сети лишают заработка и белорусских фермеров. Вырастить урожай при нынешней нестабильной погоде они смогли, а продать — нет. Владельцы рынка товар у фермеров брать не хотят и аргументов при этом не приводят. В Гродненской области, например, есть фермы, где сотнями тонн продукция вывозится на свалку как невостребованная, потому что хранение — процесс весьма затратный, а перед продавцами фермеры бессильны: торговые сети выбирают импорт — польскую капусту и яблоки, аргентинскую морковку.

Почему так происходит? Потому что главное требование ритейла — синхронные бесперебойные поставки и крупные партии. Далеко не каждый фермер способен выполнять эти условия, именно поэтому, утверждают в сетях, им выгоднее работать с большими предприятиями-поставщиками.

У продавцов своя точка зрения:

— Сейчас много одинаковых, типовых предложений от поставщиков, — утверждает Наталия Шаблинская, генеральный директор СООО «Белинтерпродукт» (торговая сеть универсамов «Рублевский»), сопредседатель Ассоциации розничных сетей. — За последнее время мне не довелось встречать каких-то серьезных новинок от белорусских производителей. Мы в свою очередь за покупателя можем бороться только выгодной ценой. Есть, к примеру, претензии Толочинского консервного завода: «Наш картофель одна из сетей не берет, делая выбор в пользу аргентинской продукции». Сети ни в коем случае не против отечественного картофеля, но он должен быть высокого качества, поставляться без сбоев и по хорошей цене.

Напряжение в сетях

Что делают поставщики, которым отказано в месте на торговой полке? Правильно, жалуются. Раньше обращались в Госконтроль, а теперь — в МАРТ. Суть жалоб примерно одинакова:

«…Зарабатываемые сетями деньги идут на бесконечное их расширение, а не на разумное поддержание экономического процесса. Полочное пространство занимает в большей части продукция производителей России, Польши, Украины, Армении и других государств. …Предприятие лишено возможности размещения своей продукции на полках магазинов и вынуждено работать через посредников, а в результате «выколачивания» скидок из производителей снижаются наши возможности по увеличению заработной платы для коллектива и для проведения модернизации…»

— Проблема не в поведении торговых сетей, а в сложившейся системе в целом, — поясняет эксперт Сергей Киришевский. — Несмотря на усилия государства, доля импортных товаров в ассортименте гипермаркетов, построенных с привлечением иностранных инвестиций, растет, и в этом нет ничего удивительного. С одной стороны, есть экспансия иностранного капитала, не заинтересованного в развитии белорусских производителей. С другой, объективно рассуждая, наши компании, согласитесь, не в состоянии заполнить 50 тысяч товарных позиций, которыми свободно оперируют гипермаркеты. При этом возможности белорусских сетей ограничены, в том числе и ассортиментными перечнями, они работают в режиме постоянно проводящегося тендера, буквально на каждый товар. В сложившихся условиях отечественным производителям надо активнее работать над издержками. Сети всегда будут рады удовлетворить интересы поставщиков, но при условии, что они пройдут определенное тестирование и продвинут свой товар. По официальным данным, сегодня население Беларуси тратит на продукты питания до 40 процентов заработанных средств. С этим надо считаться, когда мы говорим о проблемах в торговле: последствия могут быть очень серьезными. У ретейлеров есть Ассоциация розничных сетей, в то время как производители до недавнего времени выступали поодиночке. Сейчас они консолидировались, но, думаю, если их позиция будет «не хотите брать наш товар, значит, не получите ничей» — позитивных изменений не последует. Нужно бороться с причиной проблемы, а в данном случае она лежит в компетенции государства, в частности МАРТ.

Несколько месяцев назад глава МАРТ Владимир Колтович сообщил на пресс- конференции, что ведомство намерено законодательно закрепить обязанность торговых сетей по размещению информации о том, как товары попадают на полки магазинов. У министерства много жалоб на навязывание невыгодных логистических схем поставок и давление продавцов в плане доступа на полочное пространство — об этом, например, говорят такие известные компании, как «Смак», «Красный пищевик», «Лидахлебопродукт», «Сладкая страна». Недавно специалисты МАРТ приступили к расследованию существующих практик по обеспечению поставщикам равных условий для присутствия их товаров в торговых сетях.

Искать компромисс ради рубля

Все-таки понять торговые сети можно. Покупатель голосует рублем А значит, нужен ходовой товар по низкой цене. Где его взять, значения не имеет: кто сможет предложить лучшие условия, тот и получит лучшее место на полке. Но в стране нужно сохранять собственное производство, потому что наши предприятия — это наш ВВП, наша работа и наша зарплата в конце концов. Замещать их продукцию импортом — тупиковый путь: импортную продукцию в конечном счете мы покупать не сможем: будет НЕ ЗА ЧТО. Но и местные производители должны уйти от диктата: мол, пожалуемся, пошумим, и торговые сети директивно обяжут брать все, что выпускается в стране. Так уже, согласитесь, было. Но сейчас другая ситуация. Торговлю обязать можно. Но кто и как обяжет нас, покупателей?

Осмысления требует и небывалое увеличение гипермаркетов. В некоторых населенных пунктах Беларуси на них приходится 50 процентов торгового оборота. Думается, вполне закономерен вопрос о необходимости четкой стратегии развития. Рынок, конечно, многое регулирует, но в том случае, если внутри него действуют четкие законы. Их несоблюдение ведет к хаосу и спаду. Важны интересы всех — производителей, торговли и потребителей. Но эти интересы бесперспективно реализовывать за счет кого-то одного. Покупательский рубль нужен всем.

Светлана Балашова

Читайте также:

Косметическая хирургия: панацея или еще та проблема?

Монстры продолжают… и выигрывают

Отцы и дети октября

Восток — дело тонкое…

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.