TOP

«Белая Русь» как чемодан без ручки

Правда — это ложь, в которую поверили. Из книги Геннадия Давыдько «Лов слов» О том, что в стране проходит избирательная кампания, знают только сильно ангажированные в политику люди. 

По словам председателя Центральной избирательной комиссии Лидии Ермошиной, только при избрании депутатов Минского городского и Могилевского областного советов в каждом избирательном округе будет альтернатива. В других областях при выборе областных советов много безальтернативных округов. В Гродненской области таких — больше половины. А в советах низшего уровня, говорила Лидия Ермошина, в этом смысле дела еще хуже.

Власти так долго боролись с выборами, что наконец достигли цели. Местные выборы не интересны ни им самим, ни оппозиции, ни обществу.

По привычному сценарию прошло формирование избирательных комиссий. Лишь единицы оппозиционеров попали в них. Причем Лидия Ермошина выдвинула по этому поводу прелестную аргументацию. Казалось бы, белорусские выборы уже ничем не могут удивить. Однако, нет же. В интервью журналу «Белорусская думка» председатель Центризбиркома, продемонстрировав всю мощь своей политической мысли, заявила: «Что касается невключения в составы комиссий представителей оппозиции… При формировании избирательных комиссий оценивается в первую очередь способность претендента работать в коллективе. Ведь избирательная комиссия — коллектив, где выпячивание своего политического мнения вредит общему делу. Думаю, именно это обстоятельство учитывалось при включении представителей оппозиционных структур в избирательные комиссии».

Здесь все поставлено с ног на голову. Для чего проводятся выборы? Во всех странах мира — для того, чтобы обеспечить легитимность власти. Сами избиркомы — это средство достижения данной цели. Присутствие оппозиции в избирательных комиссиях — дополнительный фактор легитимизации.

А в Беларуси все наоборот. Смысл выборов, по словам Л. Ермошиной, — это обеспечение психологического комфорта избирательных комиссий. Легитимность избирательного процесса — на втором плане. Средство превращается в самоцель. Для того чтобы избирательным комиссиям было комфортно, жертвуют легитимностью и самих выборов, и созданных в результате их органов власти — местных советов. Это надругательство над смыслом того процесса, который возглавляет Л. Ермошина.

Большой резонанс вызвало заявление председателя Центризбиркома о том, что какие-то выборы пройдут в Беларуси уже в следующем году. Дело в том, что согласно законодательству, предстоящие президентские выборы должны состояться до 30 августа 2020 года, а парламентские — до 10 сентября 2020 года. Поэтому нужно было бы проводить их либо одновременно, либо, например, с интервалом в три месяца. Власти этого не хотят. Л. Ермошина заявила, что выборы будут разведены, в частности, одна из избирательных кампаний пройдет в ноябре 2019 г. То, что такое основание для досрочных выборов не предусмотрено Конституцией, мало кого волнует.

На мой взгляд, главная причина переноса выборов заключается в том, что А. Лукашенко не хочет сводить в одно целое два разных по масштабу политических процесса. Президентские выборы — это то, что легитимизирует его власть. А значит, дело чрезвычайно серьезное, важное, существенное. А выборы Палаты представителей, по его представлению, — это что-то вторичное, легковесное, водевильное. И смешивать эти два института (президент и парламент) недопустимо. По логике главы государства, проведение одновременно парламентских и президентских выборов девальвирует последние.

Лидия Ермошина добавила еще одну мотивацию: «Две избирательные кампании очень здорово политизируют атмосферу, что не идет на пользу обществу, потому что может дестабилизировать политическую и общественную обстановку».

То, что избирательные кампании политизируют атмосферу, совершенно справедливо. Но что касается полезности такой ситуации, то Лидия Ермошина путает интересы общества и власти. Ведь политизация вредна режиму, а не народу.

Дело в том, что существующий режим держится не столько на поддержке населения, сколько на апатии, безразличии, деполитизации, демобилизации общества. Власти это понимают и поэтому стараются не будить лихо, пока оно тихо. Они стремятся даже избирательные кампании провести вне политического пространства, превратить их в технический ритуал, в простое голосование. Политизация и политическая мобилизация избирателей — это угроза для режима. Поэтому здесь Лидия Ермошина — искренняя.

В связи с предстоящими парламентскими выборами, политизированная публика с особым интересом ожидала III съезд объединения «Белая Русь». Ибо планировалось преобразование этой организации в партию. Заместитель председателя объединения Александр Шатько в октябре 2017 года проинформировал, что готовится новый устав и программа этой структуры уже как политической партии. По этой причине анонсировалось присутствие на съезде Александра Лукашенко.

Однако ничего не произошло. Президент прислал только приветствие. «Белая Русь» в виде партии А. Лукашенко не нужна. Самое смешное во всей этой истории заключается в том, что до сих пор власти сами пока не имеют ответа на вопрос, зачем создана эта организация и что с ней делать. Это такой своеобразный чемодан без ручки, который и нести тяжело, и бросить жалко.

Потешно было слышать, как чиновники объясняли, почему эта организация не трансформировалась в партию. Заместитель председателя Совета Республики Марианна Щеткина заявила: «Несколько лет назад проводилось анкетирование членов общественного объединения, и большинство высказалось за сохранение статуса «Белой Руси». А для превращения в партию, по ее словам, «нужна воля изнутри, то есть само общественное объединение должно об этом заявить, что мы хотим и мы готовы».

В этой связи любопытно, что как раз несколько лет назад, а именно в 2013 году, тогдашний заместитель председателя «Белой Руси» Виктор Гуминский поведал, что около 95% участников организации высказываются за преобразование ее в партию. Господа, вы как-то договоритесь, чтобы не путаться в показаниях.

А. Лукашенко не нужна «партия власти», поскольку в Беларуси утвердилась патриархальная модель, которая состоит по большому счету из двух субъектов: вождь и народ. И посредники в виде парламента, партий, профсоюзов и прочих структур ему без надобности. Они даже вредны, ибо микшируют образ народного вождя.

Кроме того, правящая партия нужна для удержания власти в условиях пропорциональной избирательной системы. В Беларуси же действует мажоритарная избирательная система, которая за многие годы продемонстрировала свою высокую эффективность в том смысле, что дает нужный властям результат. И зачем ломать то, что хорошо работает?

И опыт России, где рейтинг правящей партии «Единая Россия» («партии жуликов и воров», как назвал ее Алексей Навальный) вдвое ниже рейтинга В. Путина, достаточно поучительный.

Информация к размышлению. «Белая Русь» была создана в 2007 г. Последний известный независимый социологический опрос, проведенный НИСЭПИ в марте 2014 года, дал такой результат. За представителей «Белой Руси» на местных выборах готовы были проголосовать 6,1% граждан. Очень сильная поддержка президенту!

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

На границе тучи ходят хмуро

Под знаком перемен

Год развеянных мифов

IT-гибрид

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.