TOP

Восстановленная монополия

Опубликованный Министерством финансов США так называемый «кремлевский доклад» вроде бы в практическом смысле ничего не меняет в жизни попавших туда российских чиновников и олигархов. Ибо формально он не вводит новые санкции.

Но на самом деле последствия публикации этого документа будут далеко идущими. В частности, это означает, что с российскими олигархами из этого списка и их фирмами серьезные мировые компании не захотят иметь дело. Зачем рисковать?

Появление этого документа свидетельствует о том, что США последовательно продолжают курс на изоляцию России. Ее хотят превратить в мирового изгоя, выбросить из процессов глобализации. Вот, например, сборную РФ не допустили к участию в зимней Олимпиаде в Южной Корее. Можно спорить о справедливости этого решения. Но очевидно, что Кремль, ввязавшись в ожесточенную войну с Западом, просто не рассчитал свои силы. И теперь за авантюру руководства расплачивается вся страна.

Что в этой ситуации делать союзникам России? Инстинкт самосохранения подталкивает их медленно дистанцироваться от «Титаника», несущегося на айсберг.

Именно это Беларусь и пытается делать последние четыре года. Она ищет новые точки опоры, чтобы иметь возможность геополитического маневра. Во внешней политике это удается, в экономике — не очень.

Одним из главных направлений этого маневрирования является нормализация отношений с одним из мировых центров силы — Европейским союзом. В рамках этого процесса Минск все чаще посещают европейские политики. На прошлой неделе в Беларусь с визитом приезжал европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства.

Во время встречи с еврокомиссаром А. Лукашенко сделал интересное заявление: «Мы категорические сторонники существования сильного ЕС. Мы категорически против центробежных сил в ЕС, которые ослабляют его… ЕС — одна из мощнейших опор нашей планеты, и разрушение этой основной опоры многополярного мира приведет к разрушению системы не только безопасности, но и экономики, и всех других сфер жизни на нашей земле».

Не первый раз глава Беларуси выражает подобную мысль. Казалось бы, ничего необычного, просто слова дипломатической вежливости. Но следует учесть, что эта позиция сильно противоречит той политической линии, которую проводит Россия.

Дело в том, что Москва особенно не скрывает курс на разрушение ЕС. Руководство РФ уверено, что поскольку Евросоюз — геополитический соперник, то чем слабее он будет, тем лучше. В идеале для Кремля было бы хорошо, чтобы ЕС развалился. И Москве легче было бы влиять на отдельные страны в рамках двусторонних отношений. Поэтому Россия всячески приветствует Брексит, поддерживает Каталонию в ее желании отделиться от Испании. Москва вмешивается во все выборы в европейских странах, тайно поддерживает внесистемные антиевропейские партии. И на этом фоне позиция А. Лукашенко, ориентированная на укрепление ЕС, находится в противоходе с политикой России.

Еще один интересный сюжет. Видимо не случайно, что в тот же день, 30 января, когда Минфин США обнародовал «кремлевский доклад», посольство Соединенных Штатов в Беларуси заявило, что начиная с 1 февраля оно полностью восстанавливает выдачу виз гражданам Беларуси. Иначе говоря, Вашингтон специально делает дипломатический жест в адрес официального Минска как раз в момент, когда отношения с Москвой резко обостряются.

Все это означает, что политические тренды России и Беларуси в отношениях с Западом все больше расходятся.

При этом для А. Лукашенко, как и для любого авторитарного лидера, важным условием достижения успеха является монополия внутри страны на отношения с геополитическими центрами. В период конфронтации официального Минска с Западом белорусская оппозиция имела, условно говоря, контрольный пакет акций, могла влиять на позицию США и ЕС относительно Беларуси. После Крыма, когда во внешней политике Запада геополитика вытеснила демократические ценности, оппозиция лишилась значительной части своего влияния. А. Лукашенко получил монополию на отношения с Западом и пытается ее максимально использовать, навязывая свою повестку дня. Например, принимая 23 января спецпредставителя Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Восточной Европе Кента Харстеда, который курирует белорусские выборы, президент Беларуси потребовал не «поучать нас» правам человека и демократии. Дескать, давайте лучше поговорим о безопасности в регионе, а не о проведении свободных выборов.

В этом смысле очень знаменательным стал завершившийся судебный процесс над блогерами российских шовинистических сайтов Юрием Павловцом, Дмитрием Алимкиным и Сергеем Шиптенко. Они признаны виновными в разжигании межнациональной вражды и осуждены на 5 лет лишения свободы с отсрочкой на 3 года. За решеткой они провели почти 14 месяцев. Это даже больше, чем «белорусский националист» Эдуард Пальчис, которого судили по той же статье (он провел в заключении 10 месяцев).

О том, что этот процесс больше политический, чем уголовный, свидетельствует тот факт, что все трое получили одинаковое наказание, хотя степень их вины различна. Да и преступления «в составе группы» вызывают сомнения. Ибо какие преступные группы могут быть у блогеров?

Закономерно, что это необычное дело вызвало острые дискуссии в белорусских независимых СМИ и социальных сетях. Ведь с одной стороны, свобода слова должна быть свята и неприкосновенна. Не случайно подсудимых поддержали правозащитники. А с другой стороны, перед угрозой «русского мира» молодая нация и государство должны иметь механизмы защиты. И опыт Украины здесь очень кстати.

Но в этом судебном процессе более интересно выявить логику властей. Ведь до сих пор существующий режим репрессировал только белорусских националистов. А упомянутые блогеры выражали то, что долгое время было мейнстримом официальной белорусской идеологии.

Однако дело не только в том, что идеологический конструкт властей несколько изменился. В Беларуси по-прежнему сторонники «русского мира» чувствуют себя достаточно комфортно. Но тут главное — хвалить А. Лукашенко и демонстрировать верноподданность.

А вот осужденные блогеры как раз обвиняли А. Лукашенко в русофобии, попустительстве белорусскому национализму, стремлении оторвать Беларусь от России, идти путем Украины на Запад.

И вот как раз это президент Беларуси воспринимает очень болезненно. Ведь с самого начала своего правления он установил свою монополию на всю сферу белорусско-российских отношений, на дружбу с Россией. Все попытки других политических субъектов играть на этом поле жестко пресекались. Несмотря на всю кампанию интеграции с Россией, которая тянется четверть века, в Беларуси нет русофильских, панславянских партий, которые бы выступали за большую степень интеграции с РФ, чем предлагает официальный Минск.

А вот как раз Юрий Павловец, Дмитрий Алимкин и Сергей Шиптенко попытались разрушить монополию А. Лукашенко. Их блоги, в которых они обвиняют белорусские власти в национализме и русофобии, были восприняты как донос Кремлю на предательство президента Беларуси. Такое простить было нельзя.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Привыкли руки к топорам…

«Белая Русь» как чемодан без ручки

На границе тучи ходят хмуро

Под знаком перемен

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.