TOP

По разные стороны баррикад: сколько белорусов прошло через войну на Донбассе?

С 2014 по 2018 годы в открытых источниках появлялась информация о десятках белорусов, участвовавших в конфликте на Донбассе. Однако сколько белорусов всего прошло через войну за 4 года — до сих пор даже примерно неизвестно.

Журналисты Belsat.eu попытались  ответить на этот вопрос, проанализировав показания самих бойцов, заявления спецслужб и мнения экспертов.

На стороне Украины

Наиболее известное военное объединение белорусов-добровольцев — это тактическая группа «Беларусь». Группа была создана в июле 2015 года в рамках добровольческого украинского корпуса «Правый сектор», но позже стала самостоятельной единицей. Сегодня ТГ «Беларусь» зачастую выступает от имени всех белорусских добровольцев.

«Мы считаем, что на украинской стороне воевало несколько сотен белорусов. Точных цифр никто не знает, но, без сомнений, было более 200 человек. Были белорусы, которые не афишировали свою национальную принадлежность. Через тактическое группу «Беларусь» прошло несколько десятков», — рассказали в ТГ «Беларусь».

Так называемый отряд «Погоня», в отличие от ТГ «Беларусь», никогда не существовал в виде отдельного подразделения. «Погоня», по сути, выполняла функции мобилизационного центра или центра помощи белорусам, которые решили поехать воевать на стороне Украины.

Согласно общественному сектору отряда «Погоня», в войне на Донбассе с украинской стороны приняли участие около 200—250 белорусских граждан. Что касается непосредственно тех добровольцев из Беларуси, которые прошли через отряд «Погоня», то их количество приблизительно в 20—30 человек. Отсутствие достоверной статистики в «Погоне» объясняют организационными особенностями.

«Люди, которые проходили через нас, позже отправлялись в украинские батальоны. Структура была неформальной, и сбора и документирования информации о добровольцах, которые позиционировали себя бойцами отряда «Погоня», мы не вели. В первую очередь для их защиты от белорусских спецслужб. Сам отряд «Погоня» приостановил свое существование в 2016 году — он был переформатирован в общественный сектор отряда «Погоня», который начал заниматься волонтерской помощью добровольцам», — рассказали представители «Погони».

С этими оценками согласен и депутат Верховной Рады Украины Игорь Гузь — организатор отряда «Погоня» с украинской стороны, который всегда активно отстаивал права и интересы белорусов.

Однако 200—250 человек — это далеко не самые высокие оценки масштаба участия белорусских добровольцев в войне. Соавтор документальной книги «Добробаты», бывший пресс-офицер батальонов «Днепр-1» и «Донбасс» Василиса Трофимович в разговоре с журналистом belsat.eu выразила мнение, что белорусов—участников АТО за 4 года конфликта было гораздо больше.

«Конкретно граждан Республики Беларусь, думаю, около 400—500 наберется. Это именно люди с гражданством. А этнических белорусов — тех, кто получил гражданство Украины в 90-х или даже позже, — их гораздо больше», — отметила она.

Василиса Трофимович говорит, что белорусы составляли одну из самых больших иностранных национальных групп среди участников АТО — наряду с грузинами, чеченцами и русскими.

Вопреки распространенному мнению, белорусы в АТО — это не только бойцы «Правого сектора», «Азова», «Донбасса» или других известных волонтерских батальонов. Это и бойцы обычных подразделений Вооруженных сил Украины (ВСУ), где они служат абсолютно легально по контракту.

Летом 2016 года президент Петр Порошенко подписал указ №248, позволяющий иностранцам и лицам без гражданства проходить службу в Вооруженных силах Украины. Аналогичный указ в декабре 2015 года Порошенко подписал насчет службы в национальной гвардии. Кстати, все добробаты в Украине (за исключением ГУК «Правый сектор») сегодня принадлежат к той или иной силовой структуре.

В мае 2017 года представитель ВСУ заявил СМИ, что только в украинской армии служат около 100 человек — граждан Беларуси, Грузии, Литвы, Молдовы и России. Точных цифр по поводу белорусов ни ВСУ, ни МВД, ни нацгвардия не предоставляют.

На стороне ЛНР/ДНР

Если статистика по украинским силовым структурам преимущественно засекречена, то общей статистики по незаконным вооруженным формированиям ДНР и ЛНР вообще не существует. Участники конфликта со стороны сепаратистов отмечают: отчетность всегда велась очень плохо, а в начале конфликта она почти совсем не велась. Нередко могло происходить так, что человек успел повоевать (а может, даже и погибнуть), но не оставил в документах никакого следа.

Вот что рассказал об этом Александр Жучковский, участник войны на Донбассе, который сейчас занимается обеспечением и финансированием вооруженных формирований и ведет блог: «Статистика в ополчении никогда не велась и сейчас в войсках не ведется. Точное количество всех добровольцев (из неместных) на Донбассе назвать сложно — разброс огромный, называют цифры от 30 до 50 тыс. бойцов из России и других стран. А уже из отдельной страны назвать количество почти невозможно. Однозначно могу сказать, что из Беларуси людей было и остается много, в каждом крупном подразделении есть граждане Республики Беларусь. По количеству добровольцев после РФ лидирует Беларусь, потом идет Казахстан».

Жучковский считает, что за ЛНР/ДНР за четыре года воевали от 700 до 1000 белорусов. Эти цифры вполне соответствуют оценкам Александра Огренича («Горынича») — одного из наиболее известных белорусов-боевиков, полевого командира, возглавляющего подразделение разведки. В 2016 году он оценивал количество белорусов на стороне сепаратистов в 700—800 человек.

Но наиболее компетентный источник на стороне ЛНР/ДНР, с которым удалось пообщаться, это Михаил Полынков. Он не только является одним из ближайших соратников бывшего «министра обороны» ДНР Игоря Стрелкова-Гиркина, но и лично координировал вербовку бойцов в ряды «Новороссии» — в том числе среди иностранных граждан. «Точной статистики вам никто не даст. Могу сказать только, что белорусы были на третьем месте среди наций в ополчении на Донбассе. На первом месте — украинцы по паспорту. На втором — россияне, граждане РФ. На третьем — белорусы. Потом в порядке убывания: сербы, русские (и не только русские) из Казахстана, чеченцы. Белорусов, думаю, было в границах 1 тысячи человек», — говорит он.

Цифра в 1 тысячу человек достаточно серьезная даже в чисто военном плане — де-факто из белорусов на стороне ЛНР/ДНР можно было бы собрать 2 полноценных батальона.

Что говорят спецслужбы Украины

Интересно, что официальный Киев старается не акцентировать внимание на масштабах участия белорусских граждан в войне на стороне сепаратистов. С одной стороны, в Киеве неоднократно публично предъявляли претензии к Сербии за то, что в составе формирований ЛНР/ДНР воевало много сербов (по сведениям СБУ — более 300 наемников). С другой — украинские власти никогда публично не поднимали аналогичный вопрос относительно белорусов, хотя все источники «Белсата» единогласно говорят, что белорусов в ЛНР/ДНР было гораздо больше, чем сербов. Судя по всему, украинское правительство просто не хочет на этой теме портить и без того непростые отношения с Минском.

В ответ на обращение belsat.eu в Службу безопасности Украины, нам заявили, что на данный момент установлено 28 граждан Беларуси, которые воевали на стороне ЛНР/ДНР. При этом в рамках уголовных дел, которые расследуются СБУ, ни одного подозрения белорусам-боевикам не выдвигалось.

Цифры СБУ очень далеки от реальности. Только в СМИ легко можно найти имена и фамилии примерно 50—60 белорусов-боевиков. В украинской базе «Миротворец» находятся данные 119 белорусов, которых волонтеры центра отнесли к «наемникам и их союзникам».

Что говорят спецслужбы Беларуси

Нет сомнений, что наиболее точно общие масштабы участия белорусских граждан в войне известны спецслужбам Беларуси. Но силовики эти цифры стараются не распространять.

В ответ на обращение журналиста belsat.eu из главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ведомство, которое наряду с КГБ занимается участниками войны на Донбассе) пришла формальная отписка, в которой отмечается: ГУБОПиК по этой проблеме «проводит все необходимые оперативно-розыскные мероприятия». Никаких цифр в ответе не фигурировало.

Ранее, в 2016 году, руководитель ГУБОПиК Николай Карпенков все же озвучивал цифры — в интервью «Звезде» он говорил о 135 уголовных делах против белорусов, участвовавших в войне на Донбассе. В том же году председатель КГБ Валерий Вакульчик заявлял о 138 уголовных делах.

Максимальная цифра белорусов на войне, которую озвучивали власти за все время конфликта, это 140 человек — такие данные со ссылкой на МВД фигурировали в статье «СБ-Беларусь сегодня» под названием «Гастарбайтеры войны».

Интереснейшее заявление по теме белорусов на Донбассе сделал глава МВД Беларуси Игорь Шуневич, В 2016 году он рассказал о том, что на одного белоруса, который воюет на стороне Украины, приходятся три белоруса на стороне ЛНР/ДНР. Этому заявлению вполне можно доверять.

«Белорусские цифры» войны

Формула Шуневича — ключевая для нашего расследования, так как она косвенно подтверждает цифры, полученные belsat.eu.

Таким образом, по самым минимальным оценкам, на стороне Украины с 2014 по 2018 год воевали 200—250 человек. Если воспользоваться формулой Шуневича, то получается, что через отряды ЛНР/ДНР за это самое время прошли минимум 600—750 человек. В целом мы получаем 800—1000 белорусов, воевавших на Донбассе. Некоторые из них уже никогда не вернутся домой. Точно известно: на стороне ЛНР/ДНР погибли как минимум 7 белорусов (скорее всего, погибших больше). Один белорус — Александр Черкашин — погиб на Донбассе, сражаясь за Украину. Виталий Котлобай, Виталий Митрофанов и Алексей Ершов были осуждены в Беларуси за участие в войне на стороне сепаратистов, но только один из них попал в исправительную колонию. Большие сроки заключения получили в Беларуси Стас Гончаров и Тарас Аватаров, которые воевали в украинских добровольческих батальонах.

Еще двое белорусов-добровольцев попали в тюрьму в Украине: Даниил Ляшук был приговорен к 10 годам за многочисленные военные преступления в составе батальона «Торнадо», а Игоря Клевко из «Донбасса» обвинили в похищении и убийстве гражданского лица (в ходе следствия его поместили в психиатрическую больницу, где тот сейчас и находится).

Без доступа к официальным документам однозначно утверждать, сколько белорусов воевали в 2014—2018 гг., точно нельзя. Но уже сейчас можно говорить: война на Донбассе ознаменовалась самым масштабным участием белорусов в зарубежном вооруженном конфликте в XXI веке.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.