TOP

Россия становится «токсичной»

В Великобритании предпринята попытка убить бывшего офицера ГРУ России Сергея Скрипаля. Как это ни цинично, но причиной разразившегося международного кризиса стала не попытка убить Скрипаля как таковая, а способ, которым это пытались сделать.

В результате использования боевого отравляющего вещества, которое называют «Новичок», пострадали случайные люди, в том числе и британский полицейский. Была реальная угроза отравления десятков невинных людей. Месть предателю — это одно, но использование оружия массового поражения на территории другой страны, даже если целью является предатель, — это совсем другая история.

Британское правительство уверено, что за покушением стоит Россия. Правда, пока не демонстрирует доказательств этого. Возможно, по той причине, что прямых или убедительных косвенных свидетельств нет. Также вероятно, что источником доказательств являются данные разведки. Оглашение их создаст угрозу для источников и раскроет методы их получения.

Пока что можно говорить о трех базовых версиях произошедшего.

Первая, как было сказано выше, приказ об убийстве был отдан из России. Встает вопрос, кто санкционировал в таком случае применение боевого отравляющего вещества. Маловероятно, чтобы исполнитель самостоятельно определил орудие предполагаемого убийства, доступ к которому (или технологии синтеза которого) не так прост. Значит, кто-то из обличенных соответствующими полномочиями такой приказ отдал и предоставил необходимые ресурсы для организации убийства с применением именно «Новичка». В таком случае можно говорить о, мягко говоря, своеобразной картине мира, которая присутствует как минимум в части голов российского руководства. И о чувстве полной безнаказанности. Что означает непредсказуемость действий России в будущем.

Вторая версия заключается в том, что некие силы в российских верхах решили провести операцию без санкции высшего военно-политического руководства страны. В данном случае причины не важны. Важен будет факт, что Кремль не полностью контролирует собственные спецслужбы. И некий условный генерал или полковник обладает доступом к оружию массового уничтожения и имеет организационные и технические возможности его применения на территории третьей страны без оглядки на собственное руководство.

Последняя версия — провокация третьей силы с целью не допустить нормализации отношений России с Западом. Но пока ни Запад, ни Россия не демонстрируют желания идти навстречу друг другу.

Поэтому в качестве рабочих можно рассматривать только первые две версии.

Стоит отметить, что Лондон изначально занял предельно жесткую позицию. И выдвинул практически прямые обвинения в адрес российских властей. Пока невозможно говорить об обоснованности выводов британской стороны. Однако, судя по тому, что с Англией солидаризируются союзники по НАТО и ЕС, британские аргументы могут оказаться весьма убедительными.

Ультимативные требования британского премьер-министра Терезы Мэй к Москве предоставить пояснения по факту произошедшего не могли быть приняты по репутационным соображениям: в данном случае значение имело не только то, что требовали британские власти, но и то, как они это делали. Высока вероятность, что в Лондоне изначально и не ждали сотрудничества с российской стороны в расследовании покушения на С. Скрипаля.

Казалось бы, заняв жесткую позицию в отношении России, британские власти должны были предпринять соответствующие жесткие шаги. Однако обнародованный пока список мер, направленных против интересов России, не впечатлил. И вызвал насмешки в России. Однако, «смеется тот, кто стреляет последним». Во-первых, это только первый пакет санкций британского правительства против Москвы. Во-вторых, Британия не собирается в одиночку вступать в жесткую конфронтацию с Россией. Заручившись поддержкой союзников, британцы предпримут новые, на этот раз коллективные действия. В-третьих, относительная мягкость озвученных мер может сопровождаться жесткостью их исполнения. В-четвертых, и самое главное: Россию официально обвинили в применении оружия массового поражения против гражданского населения одной из ведущих европейских стран. Тут важен сам факт, а не масштаб. Подобные вещи (но без применения оружия массового уничтожения) в новейшей истории допускали Северная Корея и Ливия времен правления Каддафи. В итоге они оказались в жесткой изоляции.

Очевидно, что суровая изоляция — главное, что грозит России по итогу истории с «Новичком». Нашего восточного соседа начнут отрезать от мира современных технологий, финансов, глобальной политики и экономики. А это автоматически поставит вопрос «с кем быть?» перед всеми формальными союзниками России. Включая самого главного, который «со знаком качества».

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Читайте также:

Зачем нам знать, сколько у нас войска?

Закупка самолетов-истребителей: вопросов больше, чем ответов

«Черная метка» генералам от президента

Контроль за спецслужбами: европейский опыт

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.