TOP

Век воли

Демократическая Беларусь торжественно отпраздновала 100-летие Белорусской народной республики (БНР). Не только в Минске, областных центрах, но и в других странах, где живут белорусы.

День Воли 25 марта — знаменательный момент для нашей страны по многим причинам. Именно эта дата, более чем другие праздники, символизирует глубокий раскол и конфликт белорусского общества. Как правило, в этот день власть применяет наиболее масштабные репрессии против оппозиции. Ибо праздник БНР выявляет, подчеркивает, демонстрирует, что этот раскол и конфликт носят идеологический, ценностный характер. А известно, что такого рода конфликты регулируются, преодолеваются гораздо труднее, чем чисто политические разногласия.

Важно отметить, что отношение действующего режима к самому феномену БНР претерпело определенную эволюцию. Оно сменилось с негативного на нейтральное. Это произошло под влиянием перемен в обществе и новых тенденций в регионе Восточной Европы, что повлияло на некоторую корректировку официальной идеологии.

Александр Лукашенко пришел к власти под лозунгом реставрации советского прошлого и объединения с Россией. Поэтому вполне резонно, что он искал историческую легитимизацию белорусской государственности и своего режима в СССР и БССР. В политико-идеологическом смысле Беларусь оказалась осколком Советского Союза. Все другие, альтернативные источники исторической легитимности отвергались. Поэтому отношение к БНР было резко негативным.

Но за четверть столетия после распада СССР в Беларуси появилось новое поколение, которое не имеет никакой ностальгии по советскому прошлому. Людей, живших в Советском Союзе, становится все меньше. И чтобы получить поддержку электората молодого и среднего возраста, А. Лукашенко пришлось корректировать идеологический конструкт, расширять пространство исторической легитимности за счет если и не признания, то, по крайней мере, не отрицания досоветского и несоветского прошлого. Отсюда и возникло нейтральное отношение к БНР.

Второй фактор, повлекший заметные изменения в отношении к БНР, — война в Украине. Идеологической основой такой политики Москвы стал концепт «русского мира». Согласно ему, Россия имеет право силой защищать интересы людей, говорящих по-русски, за пределами РФ.

Реагируя на эту ситуацию, официальный Минск пробует отмежеваться от «русского мира». А для этого надо пытаться формировать белорусскую идентичность на какой-то новой, возможно, этнокультурной основе. В итоге начала реализовываться политика, которую СМИ окрестили как «мягкая белорусизация». Собственно, власти не столько сами стали на путь укрепления национальной идентичности, сколько не мешали делать это гражданскому обществу. В рамках этой политики и выявилось более позитивное отношение к БНР, чем раньше.

В Минске власти разрешили митинг и концерт в центре города, около Оперного театра. Также легально прошли подобные мероприятия в ряде других белорусских городов. Столичные власти официально открыли памятный знак в честь идеологов белорусской государственности братьев Антона и Ивана Луцкевичей. Столетию БНР посвятили выставку в Национальном историческом музее, провели ток-шоу на телеканале ОНТ.

Но здесь для властей возникла проблема. Причем негативная реакция России — это не самая главная опасность. Дело в том, что формирование национальной идентичности предполагает, что в стране будет происходить процесс политической мобилизации, пусть и в мягкой форме. И это опасно для существующего режима. Ибо он держится не столько на поддержке населения, сколько на аполитичности, равнодушии, атомизации, демобилизации общества. А любой национализм, наоборот, как раз означает мобилизацию. Плюс появление реального политического конфликта, ибо в Беларуси сторонников «русского мира» больше, чем его противников.

Второй момент, на который обратил внимание политолог Александр Класковский. В Беларуси так исторически сложилось, что формирование этнокультурной идентичности, белорусского национализма происходило под бело-красно-белым флагом. Иначе говоря, национально сознательная часть населения автоматически оказывается в оппозиции к существующей власти. В результате получается, что, запустив процесс формирования белорусской нации на этнокультурной основе, власть подрывает собственные устои.

А. Лукашенко понимает эти опасности не столько на теоретическом уровне, сколько интуитивно. Поэтому он пытается выйти из этого противоречия привычным способом. Президент стремится осуществить процесс формирования белорусского патриотизма под жестким государственным контролем, в строго ограниченных рамках.

Это и выявилось в ходе подготовки и самого празднования 100-летия БНР. А. Лукашенко на встрече с творческой молодежью 20 марта негативно высказался относительно БНР: «Хорошая это страница в нашей истории? Наверное, не совсем … Но гордиться этим, если это было так, не надо… Это была печальная страница, и в истории многих народов таких печальных страниц была масса».

И здесь А. Лукашенко сформулировал еще один парадокс, противоречие. Главное обвинение, которое выдвигается в адрес отцов-основателей БНР, — это телеграмма кайзеру с просьбой признать белорусское государство: «От одного сапога с востока побежали на запад под сапог кайзера». И вот тут выясняется, что эти сапоги, с точки зрения А. Лукашенко, не совсем одинаковы. Сапог кайзера — чужой, а вот российский сапог — свой. «Русские — это наши братья, — сказал глава государства. — Нам кто прежде всего руку помощи протянет? Русские. Неважно, какая причина в основе этого будет лежать».

Т. е. хотя политически А. Лукашенко опасается «русского мира», но подсознательно, ментально, ценностно он там живет, это его духовный мир. Пусть и воплощенный в виде сапога.

Эти противоречия и выявились в ходе празднования 100-летия БНР 25 марта. С одной стороны, разрешили концерт и митинг, а с другой стороны, арестовали лидеров оппозиции, планировавших организовать шествие, а в сам праздничный день милиция задержала около 120 человек. Причем стремление контролировать белорусский национализм, загнать его в узкие рамки выявилось в мелочах. Так, на самом празднике было разрешено пользоваться бело-красно-белыми флагами, а если люди выходили с ними за пределы ограждения около Оперного театра, их хватали люди в штатском и отводили в автозаки.

И внешне это празднование 100-летия БНР выглядело странно. Белорусский народ тепло поздравили с этим праздником президент Польши, министр иностранных дел Литвы, многие послы, аккредитованные в Беларуси. А А. Лукашенко поздравил с Днем Независимости… народ Греции. Более анекдотичную ситуацию трудно придумать.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Россия получила новый срок

Зачарованные смертью

Панихида по экономике

Осколок империи

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.