TOP

Шумный Минск и молчаливый Баку

Пока в Беларуси ведутся шумные дискуссии о возможности запуска «Минского процесса», который, по аналогии с Хельсинкским, должен усадить за стол Москву и Запад и привести к деэскалации противостояния в регионе, в столице другого постсоветского государства в этом направлении шаг за шагом уже продвигаются.

И хотя пока нет оснований для особого оптимизма (ни Запад, ни Россия договариваться, будем откровенны, не спешат), тамошние власти продвинулись в этом направлении гораздо дальше белорусских коллег. Речь идет о Баку.

19 апреля состоялась встреча Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Кертиса Скапарротти и начальника генерального штаба российской армии Валерия Герасимова. Стороны достаточно сухо сообщают о тематике переговоров. Но и из того, что известно, следует, что в центре внимания двух военачальников были шаги по деэскалации военного противостояния, восстановлению каналов коммуникации и повышению уровня прозрачности военной деятельности сторон в Европе.

В тот же день оба военачальника по отдельности были приняты президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В. Герасимов высказал признательность за проведение его встречи с К. Скапарротти в Баку. Что сказал американский генерал, неизвестно. И Баку, и НАТО на этот счет хранят гробовое молчание. Обычно тишину любят большие деньги и большие дела…

Стоит напомнить, что ранее, 7 сентября 2017 года, В. Герасимов в Баку встречался с председателем военного комитета НАТО чешским генерал-полковником Петром Павлом. Среди прочих вопросов обсуждалось и белорусско-российское учение «Запад-2017». Обратим на это внимание: хотя формально принимающей мероприятие стороной являлась Беларусь, серьезные вопросы альянс предпочитает обсуждать с Москвой через голову белорусских властей. Для Беларуси это тревожная ситуация: имеется гипотетическая опасность сговора за нашей спиной и за наш счет. К сожалению, в текущей ситуации Запад считает Беларусь в вопросах безопасности придатком России. А значит, и существенные вопросы будет обсуждать, скажем так, со старшим партнером.

В феврале минувшего года азербайджанская столица принимала В. Герасимова и главу объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США Джозефа Данфорда. Уже которая встреча подряд высших военачальников противостоящих сторон проходит в Баку, Азербайджан можно поздравить с успехом.

Успех Азербайджана не случаен.

Во-первых, в Баку умеют работать с западной бюрократией. «Икорная дипломатия» стала фирменным стилем азербайджанской внешней политики. И весьма успешным. Азербайджанские власти активно работают с разного рода лоббистами на Западе. Пожалуй, из постсоветских стран составить им конкуренцию может только Казахстан. Азербайджан хорошо знают во властных кабинетах Брюсселя и Вашингтона. Чего, увы, нельзя сказать о нашей стране.

Во-вторых, ни у кого не возникает сомнения в субъектности Азербайджана, его равноудаленности от сторон противостояния и самостоятельности проводимой Баку политики. Собственная нефть укрепляет азербайджанскую государственность.

В-третьих, будучи крупным импортером вооружений, Азербайджан интересен и для Запада, и для Москвы в качестве партнера. Вполне возможно, что, помогая нарастить Баку символический капитал, стороны рассчитывают впоследствии получить выгодные контракты для собственного ВПК: оружейный бизнес очень политизирован и завязан на доверии сторон друг к другу.

В-четвертых, Баку хотя и не ближайший, но близкий партнер Москвы в области безопасности. При этом Азербайджан активно развивает отношения в этой сфере с Западом как на многосторонней основе (с НАТО), так и на двусторонней межгосударственной. Мероприятия в военной и военно-политической сферах по линии Азербайджан—Запад идут практически еженедельно. Беларуси о такой интенсивности коммуникаций приходится только мечтать. Наша страна была единственной из стран Восточного партнерства, которая не была представлена на официальном уровне на саммите НАТО в Варшаве в 2016 году.

В-пятых, у Баку есть «свой человек» в штаб-квартире альянса — Турция, вторая страна блока по военному потенциалу. Так что возможен лоббизм и на уровне руководящих органов НАТО в пользу Баку.

Азербайджанское руководство, несмотря на проблемы с демократией в своей стране, за счет интенсивного и многоуровневого сотрудничества с отдельными государствами НАТО и блоком в целом сумело наработать значительный уровень доверия и интереса к себе со стороны Запада. На фоне традиционно партнерских отношений с Россией это и стало базой для организации в Баку ситуативной коммуникации по линии НАТО—Россия.

Эта коммуникация имеет большое значение в связи с тем, что текущий кризис безопасности в регионе уже давно носит характер военно-политического. Стороны открыто не исключают возможности вооруженной конфронтации. Хотя одновременно и заявляют о намерении избежать такого развития событий. А значит, позиция генералов сейчас не просто важна. Она может быть определяющей для политиков. Сдержанность военных с двух сторон означает сдержанность и политиков. А готовность к конфронтации повышает вероятность того, что военные перейдут от слов к делу, и гражданским политикам их удержать не удастся. Именно поэтому бакинские рандеву генералов крайне важны.

А в Минске и дальше продолжают шумное обсуждение того, «как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной».

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Читайте также:

Миротворческая операция на Донбассе: взгляд пессимиста

Незамеченное событие

Права силовиков: о чем стоит знать обществу

МиГи — для Сербии, а проблемы для Беларуси?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.