TOP

НАТО: войны не хотим, но к отпору готовы. И к ядерному тоже

7—8 июня в Брюсселе проходила встреча министров обороны стран НАТО. Обсуждался ряд вопросов, которые в июле будут вынесены на рассмотрение глав государств альянса.

Подобные мероприятия — уникальная возможность лучше понять, как меняется ситуация в сфере безопасности в нашем регионе. И узнать то, что редко попадает в поле зрения СМИ. Например, насколько угроза новой войны в нашем регионе реальна.

Несмотря на конфликтную ситуацию, диалог Россия—НАТО продолжается в различных форматах и на различных площадках. К сожалению, позиция Кремля за последние 4,5 года не претерпела принципиальных изменений. И надежда на то, что в обозримой перспективе Москва пойдет на деэскалацию противостояния, призрачная.

Альянс придерживается двухсоставной стратегии: держать двери перед Россией открытыми, поддерживая, насколько возможно, двусторонний диалог и коммуникацию, и при этом продолжать наращивать оборонительные возможности и быть готовыми к тому, чтобы дать отпор.

Итогом агрессивной политики России стало то, что сейчас НАТО едина и будет сражаться за каждого своего члена. Атака, например, на страны Балтии станет войной России со всем альянсом. Расчеты Москвы на то, что угроза применения ядерного оружия парализует волю НАТО к борьбе, бесперспективны. Есть твердая решимость всех ядерных стран альянса действовать симметрично: в ответ на применение Россией ядерного оружия будут нанесены ядерные удары против России. Сомнений в этом быть не может, НАТО не боится ядерной конфронтации с Москвой.

В связи с тем, что страны альянса для Кремля не по зубам, возрастает вероятность агрессивных действий Москвы в отношении соседних постсоветских стран, которые не имеют надежных внешних гарантий безопасности. Например, Беларуси. Хотя, по-моему мнению, реальность российской военной угрозы для нашей страны крайне невелика. У Азербайджана и Казахстана гораздо больше оснований беспокоиться.

В кулуарах мероприятия не скрывают: по понятным причинам Беларусь находится в зоне внимания разведок стран НАТО.

Альянс пока внимательно присматривается к Беларуси. В Брюсселе заметили разницу в подходе к учениям «Запад-2017» с белорусской и российской сторон. Но НАТО нуждается в подтверждении способности и готовности официального Минска выступать в роли самостоятельного актора безопасности, а не довеска российской военной машины (это мнение сейчас, увы, превалирует). При этом альянс не стремится к противопоставлению России и Беларуси. Отношениям Беларусь—НАТО есть куда расти. Хотя бы до уровня отношений НАТО с Арменией, Казахстаном и собственно с Россией. Так что развитие взаимодействия Минска с альянсом не представляет объективной проблемы для белорусско-российского сотрудничества.

Внутриполитическая динамика в Беларуси также важна для развития отношений нашей страны с НАТО. Альянс строится на базе общих ценностей и стандартов. Частью которых является верховенство права, организация государственной власти посредством демократических процедур, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Это фундамент. И развивать отношения с Беларусью, закрывая глаза на внутриполитическую ситуацию в нашей стране, альянс не готов.

Для российской пропаганды хороший тон — противопоставление НАТО и Европейского союза. Между тем 94% населения ЕС — жители стран НАТО. Оба альянса уже активно взаимодействуют по 74 направлениям.

Особенно важным направлением взаимодействия является развитие возможностей по быстрой переброске военных сил по территории ЕС. Во времена «холодной войны» основные транспортные артерии строились с учетом возможности использования их в военных целях для быстрого перемещения сил. Но после 1991 года это правило не выполнялось, и новые инфраструктурные объекты сооружались без расчета использования в случае войны. Сейчас стоит вопрос об учете требований НАТО при развитии инфраструктуры в рамках общеевропейских проектов. Для Беларуси это важно по той причине, что в настоящее время альянс не планирует размещения дополнительных военных сил в Польше и странах Балтии. А это значит, что Кремль не получит дополнительных оснований для давления на Минск: мол, давайте дадим союзный ответ на продвижение инфраструктуры НАТО на восток. Например, разместив одну или несколько российских военных баз в Беларуси. Теперь на восток будет продвигаться транспортная инфраструктура, построенная ЕС с учетом требований НАТО. Для того чтобы при необходимости военные стран альянса прибыли туда, куда надо, когда надо, в необходимом количестве и с необходимой техникой.

Минск-Брюссель-Минск

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Читайте также:

Почему омбудсмен нужен силовикам

Шумный Минск и молчаливый Баку

Миротворческая операция на Донбассе: взгляд пессимиста

Незамеченное событие

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.