Барьером меньше
В прошлом году наша газета уже рассказывала про реализацию проекта «Воложин без барьеров». Запланированное тогда открытие «Экологической тропы» вначале переносилось, а потом и вовсе было отложено на этот год. Недавно оно все-таки состоялось.
Проект осуществляют сразу четыре исполнителя — Белорусское общество инвалидов (БелОИ), Воложинский исполнительный комитет, Фонд содействия развитию международного диалога и сотрудничества «Интеракция» и Белорусское общественное объединение «Отдых в деревне». Осуществляется он с помощью Европейского союза, который берет на себя львиную долю расходов, 999 990 евро. Всего же проект стоит 1 111 000 евро, но по заведенным в ЕС правилам десять процентов нужной суммы находят партнеры на местном уровне.
Свою часть (почти 12 тысяч евро) БелОИ уже вложило. На воложинской исполнительной власти «висят»114 тысяч евро. Как будет выкручиваться из сложившейся ситуации руководство дотационного района, можно только догадываться. Мы обязательно об этом расскажем.
Напомним, что «Экологическая тропа» находится близ деревни Белокорец, расположенной в десятке километров от Воложина. Построена она на самой окраине знаменитой Налибокской пущи, длина — 1800 метров. По задумке проектантов, она должна быть оборудованной для людей с инвалидностью, которые будут приезжать сюда из специального хостела, он в настоящий момент создается на базе отделения дневного пребывания инвалидов Воложинского территориального центра социального обслуживания населения.
Строительство хостела является краеугольным камнем всего проекта, если хотите, его визитной карточкой. Согласно планам, оно должно завершиться к концу текущего года, но уже сейчас можно сказать, что далеко не все там безоблачно. Боюсь, что повторятся ошибки создания «Экологической тропы».
«Экологическая тропа» вынудила приятно удивиться. Если раньше я видел глубокие колеи, оставленные в едва утрамбованном щебне колясками Владимира Потапенко и его заместителя Сергея Дроздовского, то теперь картина была совершенно другой. Первоначально подумалось: «Туда ли я попал?». Оказалось — туда.
После того как прозвучали серьезные претензии, строители начали переделывать то, что должны были «схавать», но «не схавали».
И сразу выяснилось, что статус природного заказника требует применения только экологически чистых материалов, то есть даже привычных для стадионов гаревых дорожек здесь делать нельзя. Тогда обратились за консультациями к коллегам из других экологически чистых анклавов. В итоге решение было найдено.
Как рассказал мне Владимир Потапенко, все переделки «втоптались» в сумму ранее обозначенного бюджета и дополнительно не было выделено ни цента, что жестко контролировалось соответствующим фининспектором Евросоюза.
Делаю на этом акцент специально для любителей искать «гинго». Более того, именно в то время, когда кто-то искал «разворовывание» европейских денег, в Воложине думали, как обойтись без дополнительных расходов.
То, что было представлено в середине первого летнего месяца, наглядно продемонстрировало — решение было найдено.
Поверх крупного щебня была насыпана гранитная крошка из Микашевичского карьера, которая после соответствующей обработки создала покрытие по твердости мало уступающее бетону. Кроме того, вдоль всей тропы были расставлены скамейки для отдыха, девять интерактивных стендов, шесть тактильных карт тропы для незрячих и слабовидящих людей, три доступных беседки и биотуалета. Было также оборудовано шесть тактильных макетов из дерева, которые рассказывают об обитателях Налибокской пущи.
К сказанному остается лишь добавить, что Владимир Потапенко стал «официальным лицом» проекта, что подтверждается открывшейся в Воложине фотовыставкой «Праекты ў асобах», которую уже много лет по всей Беларуси показывает представительство Евросоюза.
Александр Томкович
Читайте также:
«Я не люблю, когда меня жалеют»
Сергей Дубовец: «Позитивные перемены придут только через самобытность и возвращение достоинства»