Керченский кризис: о причинах и возможных последствиях
Событием последней недели стал захват военных кораблей Украины российскими пограничными кораблями. Два артиллерийских бронированных катера и буксир украинского флота пытались пройти из Черного в Азовское море.
С применением оружия, в результате чего несколько украинских моряков получили ранения, суда и личный состав были остановлены российской стороной.
В этой истории есть несколько моментов, на которые полезно обратить внимание, чтобы понимать причины и возможные последствия происшедшего.
Начнем с того, какие именно украинские военные корабли захватила Россия. Это буксир, то есть невооруженное вспомогательное судно, и два бронированных артиллерийских катера. Последние по сути представляют вариант речных сторожевых катеров «Гюрза». Они имеют лишь малокалиберное артиллерийское вооружение и противотанковые ракеты «Барьер», которые не могут считаться полноценной заменой противокорабельным ракетам. Россия же располагает в Азовском море полноценной ударной корабельной группировкой, способной атаковать цели как на море, так и на суше высокоточным ракетным вооружением на больших дистанциях. Кроме того, небо в этом районе контролируется российской авиацией.
Зачем Украине потребовалось направить военные корабли в Азовское море?
С апреля месяца Россия приступила к практической блокаде украинского торгового судоходства в регионе. Через порты на Азовском море осуществляются поставки на экспорт продукции украинской металлургии. Основные металлургические предприятия Украины расположены в юго-восточных областях. В 2014 году их пытались отторгнуть от этой страны, создав так называемые «народные республики Новороссии». А это крупные предприятия, на которых заняты десятки тысяч работников. Паралич украинской металлургической отрасли способен дестабилизировать социально-экономическую ситуацию на территориях, которые и так не отличаются политической стабильностью. Чтобы не допустить полной блокады торгового судоходства, Украина начала наращивание корабельной группировки на Азове. Но в силу слабости флота для этого были выделены лишь бронированные артиллерийские катера типа тех, которые были захвачены российской стороной. Принципиально изменить расстановку сил в свою пользу Украина не могла априори: просто нечем.
Россия пытается обосновать свои действия тем, что украинские корабли вошли в ее территориальные воды вокруг Крыма. Для Украины и международного сообщества (в том числе и для Беларуси) это украинская территория. Само нападение на украинские суда произошло в нейтральных водах. Вследствие этого действия российской стороны становятся незаконными вне зависимости от вопроса о принадлежности Крыма. Тем более, что захват военного корабля равняется нападению на страну, ибо военный корабль, где бы он ни находился, является суверенной территорией своего государства. Впервые открыто и не таясь Россия применила военную силу против Украины. В отличие от прежнего «ихтамнет» сейчас речь идет об официальном межгосударственном вооруженном столкновении.
Очевидно, что у российских военных кораблей были четкие указания на задержание, а возможно, и уничтожение украинских судов. Москва заняла изначально конфронтационную позицию. При том, что принципиально украинские военные катера на баланс сил в Азовском море повлиять не могли. Чем руководствовалось российское руководство — не совсем ясно. Возможно, пыталось вызвать очередной приступ великоимперской истерии с целью поднять несколько упавший рейтинг В. Путина.
Мотивы Киева более очевидны. Как сказано выше, украинское руководство по политическим и экономическим причинам не могло игнорировать блокаду своих торговых портов. Но в Киеве не могли не видеть и настроения Москвы. Прошли бы украинские катера из Черного в Азовское море — хорошо. Заблокируй Россия проход кораблей — это дало бы основания обвинить ее в нарушении норм международного права и создании нового очага напряженности. В любом случае, судя по невнятной реакции Запада и суете в Киеве с введением военного положения (которое формально действует, но практически не действует), вряд ли кто-то предполагал настолько нерациональное поведение Москвы.
Сейчас можно подвести некие промежуточные итоги происшедшего.
Действия российской стороны актуализировали проблему Крыма. На фоне войны на Донбассе про полуостров на Западе стали забывать. Нападение на суда украинского флота показывает: Крым — потенциальный вулкан новой войны. И игнорировать крымскую проблему крайне опасно.
Второй момент: Украина получает дополнительные основания просить США предоставить более серьезное вооружение, чем противотанковые ракеты «Джавелин». В ноябре стало известно о возможности передачи в состав украинского флота американских фрегатов класса «Оливер Х. Пери». Основным ударным вооружением их являются противокорабельные ракеты «Гарпун». Американцы очень осторожно подходят к поставкам таких систем даже официальным союзникам: для их передачи в чужие руки требуются весомые аргументы. И Москва своими действиями дала Вашингтону основания поставить Киеву что-то реально серьезное.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Нам нужна эффективная региональная политика
Ослабляет ли гражданский контроль силовые ведомства?
Александр Лукашенко снова полюбил США
Беларусь должна изучать горький опыт соседей