TOP

О военной организации «союзного государства»

Российский посол Михаил Бабич на днях сообщил, что Москва приступила к ревизии союзного договора с Беларусью от 1999 года. Ставится задача посмотреть, что исполнено, что передано на многосторонние площадки типа ЕАЭС. А что не исполнено. И вот с последним Минску и Москве предстоит решить вопрос в стиле «Что делать? И стоит ли делать?»

Очевидно, российская сторона перехватывает у официального Минска интеграционную риторику и намеревается предложить белорусским визави исполнить то, под чем подписались.

Уверен, что одним из главных вопросов станет формирование военной организации Союзного государства.

А теперь, о чем идет речь.

Ст.17 Договора о создании Союзного государства относит к его исключительному ведению среди прочего и «функционирование региональной группировки войск». Стоит особо отметить, что согласно ст.2 Соглашения между Беларусью и Россией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере органы управления региональной группировкой войск предусмотрены только в военное время. При этом есть нюанс: в военное время для обеих сторон. То, что считается военным временем для одной страны, не обязательно будет таковым для другой. Об этом не следует забывать. На пространстве СНГ накоплен большой опыт творческой интерпретации странами-участницами своих обязательств в отношениях друг с другом.

Создание военной организации (ВО СГ) предусмотрено постановлением Высшего государственного совета СГ от 26.12.2001 № 8 «О Военной доктрине Союзного государства». П.1.9 Доктрины включает в ВО СГ:

— органы государственной власти и военного управления СГ (которых по факту нет), государств-участников, в исключительном и совместном ведении которых находятся вопросы обеспечения военной безопасности Союзного государства;

— войска (силы), выделенные сторонами в Объединенную (региональную) группировку войск (сил);

— национальные вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач по обеспечению военной безопасности Союзного государства в соответствии с планами применения Вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации;

— часть промышленного и научного комплексов государств-участников, предназначенная для обеспечения функционирования военной организации Союзного государства и находящаяся в их совместном управлении.

П. 1.11. Доктрины закрепляет в качестве основных направлений строительства ВО СГ:

— совершенствование и унификацию нормативной правовой базы строительства и применения национальных вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов;

— унификацию системы управления армиями Беларуси и России;

— создание постоянного органа военного управления Объединенной (региональной) группировкой войск (сил);

— техническое переоснащение национальных вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов на основе совместных программ вооружений и оборонного заказа;

— подготовку мобилизационных ресурсов для Объединенной (региональной) группировки войск (сил);

— создание системы подготовки военных кадров на основе согласованных программ;

— создание объединенных систем технического и тылового обеспечения Объединенной (региональной) группировки войск (сил);

— организацию и проведение совместной подготовки армий двух стран;

— развитие и совершенствование объектов военной инфраструктуры, предназначенных для совместного использования;

— оптимизацию систем военной науки и подготовки научных кадров государств-участников, координацию планов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и проведение совместных фундаментальных поисковых и прикладных исследований по созданию новейших военных технологий;

— развитие и углубление производственной и научно-технической кооперации в области разработки и производства вооружения и военной техники;

— обеспечение мобилизационной готовности вооруженных сил, экономики и систем управления государств-участников.

Часть из этого реализуется и без формирования ВО СГ.

Для того чтобы понять желаемый для Кремля формат ВО СГ, не надо быть телепатом. Достаточно посмотреть на договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции от марта 2015 года. Ст. 2 документа предусматривает, что «…отдельные подразделения Вооруженных Сил и органов безопасности Республики Южная Осетия входят в состав Вооруженных Сил и органов безопасности Российской Федерации по согласованию Договаривающихся Сторон». Естественно, Россия получит наиболее боеспособные и ценные «активы».

Поэтому задачу максимум для Кремля можно определить так: поставить под полный и непосредственный контроль оборонный потенциал Беларуси и желательно за белорусские же деньги. Включая спецслужбы. Последние критически важны для сохранения самостоятельности государства: есть страны без армии, но нет стран без спецслужб. Исключение составляют разве что тихоокеанские островные государства.

Очевидно, что с точки зрения официального Минска текущий уровень взаимодействия между Беларусью и Россией в области безопасности и обороны является максимально возможным. Белорусское руководство не демонстрирует намерений по его расширению. Попытка России навязать Беларуси новый формат взаимоотношений в этой сфере спровоцирует острый кризис отношений между двумя странами.

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Читайте также:

Территориальная оборона: дешево, но не надежно

Найти правильное применение альтернативщикам

Аннексии не будет. «Поезд ушел». И давно…

Власть должна обратить внимание на восток страны

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.