Кому принадлежит Луна и ее полезные ископаемые?
Некоторые компании всерьез рассматривают возможность добычи полезных ископаемых на Луне.Но существуют ли какие-то правила, регулирующие этот процесс, и кому в принципе принадлежат сокровища лунных недр?
Прошло почти 50 лет с момента, когда Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. «Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества», — сказал тогда американский астронавт. Эта фраза стала крылатой, пишет ВВС.
Затем к нему присоединился его коллега Базз Олдрин. Спустившись по ступеням посадочного лунного модуля «Орел», он посмотрел на пустынный ландшафт и сказал: «Великолепное запустение».
Они были участниками миссии «Аполлон-11», состоявшейся в июле 1969 года. Последний раз человек ходил по Луне в 1972 году, но в ближайшее время ситуация может кардинально поменяться.
Уже несколько компаний заявили о желании провести там геологоразведочные работы и по возможности начать добычу полезных ископаемых, которые включают золото, платину и другие редкие на Земле элементы.
В начале января китайский космический зонд «Чанъэ-4» с первой попытки благополучно приземлился на обратной стороне Луны. Станция провела первый эксперимент по выращиванию растений на Луне, в результате которого доставленные туда семена дали ростки.
Японская компания iSpace планирует создать транспортную платформу Земля—Луна и провести исследования воды, находящейся в твердом состоянии в кратерах на полюсах Луны.
С учетом происходящего, существуют ли какие-то законы, которые бы охраняли описанное Олдрином запустение? И может ли единственный естественный спутник Земли превратиться в место коммерческих и политических передряг, которое делят ради добычи полезных ископаемых?
Принадлежность небесных тел начали обсуждать с самого начала полета человека в космос, то есть во времена «холодной войны». Пока в НАСА планировали отправить первых астронавтов на Луну, ООН разработала договор о космосе, который был подписан в 1967 году. Среди одобривших его стран были США, СССР и Великобритания.
В нем говорилось: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».
В практическом смысле до 1969 года вопрос о правах на владение территориями Луны и разработку ее недр был неактуален. Но благодаря развитию технологий коммерческая добыча полезных ископаемых на спутнике Земли уже не кажется фантастикой из далекого будущего.
В 1979 в ООН было принято Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, которое еще называют «Лунным соглашением». В нем провозглашается принцип исключительно мирного использования Луны и подчеркивается, что строительство и выбор расположения лунных станций необходимо согласовывать с ООН, объяснив при этом причины их возведения.
В документе говорится, что Луна и ее полезные ископаемые являются общим достоянием всего человечества, а государства-участники обязуются «установить международный режим, включая соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время».
Главная проблема «Лунного соглашения» в том, что его ратифицировали лишь 11 стран. Среди них — Франция и Индия. Другие страны с космическими программами, в числе которых Китай, США и Россия, документ не подписали. Также осталась в стороне и Британия.
Бывший главный редактор «Журнала о космическом праве» Джоан Айрин Габринович считает, что международные соглашения ничего не гарантируют. На их выполнение влияет смесь политики, экономики и общественного мнения, сказала она.
В последние годы существующие соглашения, запрещающие государствам забирать в собственность небесные тела, активно проверяются на прочность.
В 2015 году в США был принят закон о конкуренции в вопросе коммерческих космических запусков, в котором говорится о праве граждан добывать полезные ископаемые из астероидов. Он не распространяется на Луну, но его механизм действия в принципе может быть расширен.
В 2017 году аналогичный закон приняли в Люксембурге. В нем говорится о праве собственности на ресурсы, обнаруженные в космосе. Заместитель премьер-министра Этьен Шнайдер сказал, что благодаря этому закону Люксембург станет европейским первопроходцем и лидером в этой области.