«Паўночнае ззянне» Ольги Чайковской
В гостях у «СНплюс» — инициатор и организатор кинофестиваля «Паўночнае ззянне» Ольга Чайковская. Фестиваль проходит с10 по 17 мая.
Когда стало известно об учебе инициатора и организатора кинофестиваля «Паўночнае ззянне» Ольги Чайковской в таллиннской суперпрестижной Балтийской школе кино и телевидения, наверное, среди тех, кто «в теме», самым распространенным словом было — круто. Публично звучало оно уже второй раз.
Первым восхищением стало выдвижение спродюсированного ей документального фильма «Дорога» на «Оскар».
Это же слово хочется употребить и сейчас.
«Паўночнае ззянне» (фестиваль пройдет с 10 по 17 мая) — это КРУТО.
— Фестиваль создан в 2015 году. Зачем это нужно белорусам и лично вам?
— Лично мне просто нравится создавать что-то интересное, очень хорошее. Можно даже сказать — прекрасное. То, что нравится не только мне, но и окружающим. За пять лет существования «Паўночнага ззяння» у нашего фестиваля сложилась своя аудитория. Его узнают, любят, ждут.
А белорусам фестиваль нужен прежде всего потому, что у нас в стране не такая уж разнообразная дистрибуция, скажем так, альтернативного киноконтента. В определенном смысле наблюдается засилье мэйнстрима, кинематографической продукции массового потребления. Кино, которое не сделано в Голливуде или в России и не является мэйнстримовским, но тоже классное и дружелюбное по отношению к зрителю, оказывается вне поля зрения потребителей. Кроме, как на фестивалях, его нигде посмотреть нельзя.
Есть несколько дистрибьютеров, к которым, в частности относится наша «Volia Films», которые продвигают такие фильмы и «Паўночнае ззянне» — одна из площадок такой дистрибуции.
— Главный месседж фестиваля?
— «Паўночнае ззянне» показывает документальные и игровые фильмы стран Северной и Восточной Европы и с их помощью знакомит белорусов с культурой этих стран. Североевропейской и балтийской культурой в общем, и кинематографом в частности.
Скажем так, наша задача — через искусство кино рассказать об общечеловеческих ценностях, правах и свободах, о том, как и чем живут люди.
Другими словами, главный месседж фестиваля — показывать интересные фильмы и расширять информационные горизонты.
К тому же «Паўночнае ззянне» — это не только кинопоказы, но и насыщенная, развитая индустриальная платформа. У нас много разных мероприятий с участием гостей (кинопродюсеров, режиссеров) фестиваля.
В этом году, например, будет двухдневная ретроспектива фильмов латвийской режиссера Лайлы Пакайльниня и ее мастер-класс. Совместно со шведской организацией B2B DOC (Baltic to Black Sea Documentary Network) пройдет скаутинг белорусских документальных фильмов, состоится мастер-класс знаменитого эстонского продюсера Ивы Фельта «Как проводить оскаровскую компанию и сколько это стоит», впервые на фестивале будет показано гренландское кино. Мелодраму «Анори» представит известная по «Игре Престолов» гренландская актриса, певица и «Мисс Гренландия» Нукака Костер-Вальдау. Кстати, именно этим фильмом в этом году и откроется наш фестиваль.
Любое искусство, это в первую очередь опыт. Мы хотим еще раз познакомить белорусов с самым лучшим опытом.
— Некоторые чиновники считают, что нам хватит одного «ЛІстапада»?
— Категорически не согласна.
К сожалению, в Беларуси не развита кинофестивальная культура. Как и киноиндустрия вообще. Рост числа разных кинофэстов расширяет горизонты, способствует разнообразию. Чем их будет больше, тем лучше.
У каждого фестиваля свой фокус, своя миссия.
— Насколько востребовано кино Скандинавии и Балтики в Беларуси?
— Очень востребовано.
Во-первых, это классное кино.
Во-вторых, у белорусов очень большой интерес к данному региону. С точки зрения туризма, социального опыта, демократических ориентиров.
По «Паўночному ззянню» это очень хорошо видно. У нас всегда очень много зрителей. На некоторые сеансы уже все билеты проданы, на другие — залы заполнены более чем наполовину.
— Посол Швеции в Беларуси Кристина Юханнессон в интервью нашей газете заметила, что у белорусов северный менталитет. Вы согласны?
— Я не сторонница каких-либо обобщений, и не могу говорить сразу за всю нацию. Могу только сказать, что по моему личному опыту общения со скандинавами и жителями Балтики, у нас, на самом деле, много общего. Например, мы одинаково трудолюбивы. Действительно, мы с ними ментально ближе, чем с теми же немцами или американцами.
Так что в некотором смысле госпожа Юханнессон права. Наверное, мы не такие эмоциональные как те же итальянцы, а более сдержанные, как эстонцы или финны.
В тоже время следует отметить, что в том же Копенгагене понимаешь насколько мы разные. Там люди более раскрепощены, больше улыбаются.
В Беларуси ситуация другая.
— Чиновники от кино фестивалю не мешают?
— Слава Богу нет.
Мы взаимодействуем только с госрегистром, который определяет возрастные категории на фильмы и кинопрокатом, которому принадлежит кинотеатр «Мир», где уже пять лет проходит наш фестиваль. Пока всё хорошо.
Безусловно, мелкие недоразумения и непонимания бывают, но они очень быстро разрешаются.
Например, с госрегистром в этом году у нас были вопросы с одним датским фильмом. Его даже повторно отправляли на комиссию по нравственности. Но удалось убедить, что все в порядке, никаких нарушений нет и фильму можно присваивать категорию «18+».
— Есть ли взаимодействие с оргкомитетом других белорусских кинофестивалей?
— Безусловно, но не такое тесное, как того хотелось бы.
Еще раз подчеркну. Фестивалей должно быть, как можно больше, должна существовать соответствующая инфраструктура и доброжелательное отношение друг к другу. Мы для этого открыты всегда.
К слову, специально к пятилетию «Паўночнага ззяння» совместно с оргкомитетом фестиваля в Иглове и организацией B2B DOC в этом году мы проводим конкурс постеров фестивалей документального кино со всего мира. Очень надеюсь, что это будет способствовать нашему сближению.
Хороших фильмов хватит на всех.
Александр Томкович