Трезвый выбор
Сегодняшний гость нашей газеты не стремится казаться лучше, чем есть на самом деле. Наоборот. Писатель и общественный деятель Анатолий Астапенко личным примером постоянно доказывает, что человеку по силам преодолеть любые жизненные перипетии.
— Обычно публичные люди не горят желанием делать достоянием гласности собственную алкогольную зависимость. Вы в этом плане, как говорится, пошли против течения. Почему?
—Да, таким же был много лет и я…
Постепенно погружался в зависимость от алкоголя, терял здоровье, силы, терял жизнь… Как только я признал свое бессилие перед алкоголем, как только перепоручил свою волю, свою жизнь Богу — все изменилось в корне. Я стал писать.
На мой взгляд, путь к свободе от любой зависимости (алкогольной, наркотической, игровой, компьютерной) состоит из пяти компонентов. Человек должен:
— сбросить с себя маску;
— уничтожить цинизм;
— выдавить из себя раба;
— стать похожим на детей;
— почувствовать надежную опору в Творце.
— Как это произошло у вас?
— Для меня основными факторами были: вера, встреча с анонимными алкоголиками, принятие их шаговой программы, природное желание жить, творить, любить.
— Насколько мне известно, на данную тему вы написали уже три книги. Пожалуйста, расскажите, чем они отличаются одна от другой?
— И первая («Сіняя кніга беларускага алкаголіка»), и вторая книга («Між светам тым і гэтым») претендовали на премию Гедройца. Третья («Муза сабачага сквера»), думаю, тоже будет среди номинантов.
Первая относится к жанру nonfiction, представляет литературную документалистику.
Вторая книга — это сборник рассказов на тему, близкую к теме первой книги. Третья книга «Муза сабачага сквера» завершает трилогию, начатую в 2012 году.
— Вы были одним из пионеров националистического движения в современной Беларуси, но оно не нашло широкой общественной поддержки. Почему?
— Национальная идея и идеология национализма, вопросы происхождения и будущего белорусской нации, которыми я занимаюсь и теперь, никогда не находили массовой поддержки нигде, ни в одной стране. Эти вопросы относятся к сфере влияния идей и отдельных личностей на прогресс всей страны, всего мира. Их не всегда понимают массы, но за ними — правда. Именно они делают историю. Я приведу вам пример. В древности считалось, что Земля плоская и стоит на трех слонах. Но нашелся человек и сказал: земля круглая. Его сначала приняли в штыки. Галилея судили. Но правда оказалась за такими людьми.
Мою работу можно назвать циклом «синих книг», ибо во главе угла во многих историях были люди, страдающие от алкогольной зависимости, бомжи, да и просто не нашедшие своего места «между миром этим и тем». Удивительно, но это дало дополнительный импульс и уверенность в правильности моей концепции белорусской национальной идеи.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Я написал монографию «Роль этнических факторов и модерных процессов в формировании белорусской нации». Она написана на русском языке, так как предназначена для защиты диссертации за рубежом. Кроме этого, я заканчиваю уникальную книгу в жанре того же nonfiction — «Творцы беларускай нацыянальнай ідэі ў мадэрнай гісторыі Беларусі».
Читайте также:
«Паўночнае ззянне» Ольги Чайковской