Комментирует юрист. «Своих держим в тюрьмах, а мигранты будут решать демографическую проблему?»
«Решила вам написать после выступления главы государства с ежегодным посланием. Меня очень огорчило высказывание в отношении осужденных по ст.328 УК…
Справка. Касаясь вопроса об амнистии в отношении осужденных по наркотическим статьям Уголовного кодекса, А.Лукашенко заявил: «Если только посмотрим персонально, которые не распространяли, не производили, а употребляли где-то наркотики, — добавил он. — И то исключительно только в персональном виде. А так — никогда в жизни. Мы не зря жестокие решения принимали, в том числе законы вместе с вами, чтобы от них отступиться. Не производи, не распространяй, желательно, чтобы и не употребляли (там поменьше наказание). Но наркота — это страх, это трагедия, это беда».
Да, это — трагедия, это — беда. Никто этого не отрицает. Но посмотрите, кто оказался за решеткой? Не все сидящие за «наркотики» — полные негодяи. Я уверена, что, по меньшей мере, половина из них — нормальные ребята. Да, они сделали в своей жизни непоправимую ошибку, однако они раскаялись и просят о снисхождении. Им нужно помочь.
К примеру, мой сын пока еще нормальный человек. Но что будет с ним через 11 лет? Ему хватило и двух лет отбывания срока, чтобы понять свою ошибку. Он оступился. Но в судах смотрят только на бумажки, а человека не видят.
Нужно принимать обдуманные решения, а не рубить с плеча. Не все средства хороши в борьбе с наркотиками. Посмотрите, как в Голландии борются за каждого человека. А у нас используют только репрессивные методы. Неужели так много молодых людей, чтобы их гнобить в колониях и тюрьмах? В итоге может получиться так, что своих будем держать в тюрьмах, а принимать мигрантов и с их помощью решать демографическую проблему.
Мой сын пишет в письме: «Наши места лишения свободы не исправляют, а губят людей. В результате пребывания в таких условиях человек становится психически ненормальным». И я не могу понять, для чего власть это делает? Для чего она создает монстров? Похоже, властям все равно: исправится человек или не исправится. Главное, что он должен отсидеть срок, который ему отмерили. Перспектив выхода из колонии раньше срока за примерное поведение по этой статье просто нет.
Чтобы болезнь вылечить, нужно найти ее причину. Я считаю, что одна из причин распространения наркотиков — низкий уровень жизни белорусов. Для преодоления этой «болезни» надо улучшить благосостояние народа. Тогда у нас не будет столько осужденных по этой и другим статьям УК».
Светлана Журавель, г. Могилев
Комментирует доктор юридических наук Михаил Пастухов:
— Вопросы, поставленные в письме С.Журавель, точно и больно отражают проблемы, которые пытаются решить многие матери ребят, осужденных по ст.328 УК («Незаконный оборот наркотических средств…»). К сожалению, материнская боль не находит отклика в кабинетах власти. Там считают, что надо сажать, и чем больше, тем лучше. Более того, для осужденных «наркоманов» создаются такие условия, чтобы им жить не хотелось.
Однако это неправильный подход. Он противоречит не только нравственным нормам, но и правовым положениям. Так, в соответствии со ст.3 Уголовного кодекса ответственность за совершение преступления основывается на принципах законности, равенства граждан перед законом, личной виновной ответственности, неотвратимости наказания, справедливости и гуманизма.
Значит, амнистия как акт гуманизма должна в равной мере касаться всех осужденных. Из этого правила не должно быть исключений, тем более, в силу каких-то антипатий главы государства. В отношении отдельных категорий осужденных не должна проявляться дискриминация, включая необоснованные ограничения их прав.
Автор письма правильно ставит вопрос об излишней жесткости санкций по ст.328 УК. Создается впечатление, что разработчики этой статьи соревновались в том, кто больший размер придумает за разные формы оборота синтетического зелья.
Согласен с доводами матери, что администрация мест лишения свободы мало заботится об исправлении осужденных. Главное — чтобы отбывали наказание. Условно-досрочное освобождение (УДО) и замена режима наказания более мягким к этой категории осужденных применяются крайне редко.
В письме высказана интересная мысль о причинах преступности в Беларуси — низкий уровень жизни. Действительно, многие молодые люди не находят для себя применения, болтаются без дела и в компании «бавят час» с наркотиками или спайсами.
Правда, меня удивляет, что власти избрали объектом главного удара наркотики, но почему-то не замечают другой чумы нашего времени — алкоголизма. Беларусь по-прежнему находится в группе самых пьющих стран мира (во всяком случае, по количеству производимого алкоголя на душу населения).
Выскажу свое предположение, почему такое разное отношение белорусских властей к наркотикам и алкоголю. Если от продажи алкоголя государство получает немалые доходы, то от распространения наркотиков и прочей «дури» оно имеет только потери. Речь идет о выведенных со строя людях, подсевших на наркотики. Многомиллионные доходы от реализации наркоты уходят неизвестно куда и кому.
Светлана Журавель правильно отмечает, мы не должны гнобить тысячи молодых людей в тюрьмах только за то, что они покурили в компании «травку» или пожевали «спайсик». Их надо скорее вернуть в общество. Поэтому амнистия в отношении их должна применяться на общих основаниях.
Мы должны беречь каждого гражданина страны — этот наш золотой запас, создавать для людей благоприятные условия, как того требует Конституция.