Крах Договора о РСМД: в чем главная опасность
2 августа по инициативе американской стороны прекращено действие Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) от 1987 года. После распада СССР обязательства по договору перешли к Беларуси, Казахстану, России и Украине.
Вашингтон и Москва возлагают ответственность за крах ДРСМД друг на друга. Независимо от того, кто виновен в произошедшем, ликвидация важнейшего соглашения в области ограничения вооружений в перспективе коренным образом способна поменять ситуацию в области военной безопасности на глобальном уровне.
Прекращение действия ДРСМД было предопределено самой логикой событий. Общая атмосфера международных отношений в области контроля над вооружениями становится все более токсичной, страны не доверяют друг другу. Произошло значительное усиление позиций ВПК, его приближение к политическому руководству государств. Производство вооружений — выгодный бизнес для многих, а гонка вооружений — условие для наращивания доходов.
Сменились поколения дипломатов, политиков и генералов. На вершину пришли люди, которые не имеют личного опыта участия в войне и не знают, что это такое. И как результат демонстрируют пониженное чувство ответственности за принимаемые решения. В итоге меняется стратегия управления угрозами. Если во времена «холодной войны» рост опасности толкал стороны к снижению напряженности и диалогу, то в настоящее время ответом видятся встречные угрозы.
Из-за изменения общей атмосферы в международных отношениях крах ДРСМД был предопределен. США уже приступили к разработке трех новых систем ракетного вооружения меньшей и средней дальности класса «поверхность—поверхность» в неядерном оснащении.
Пока в НАТО перспективы размещения в Европе новых американских ракет не обсуждаются. Но в то же время альянс не думает и о новой системе контроля над вооружениями. Это значит, что на уровне военно-политического руководства стран Запада возможность формирования такой системы в Европе не рассматривается. Основа глобального проецирования вооруженных сил США — ракеты морского и воздушного базирования. И очевидно, что Москва будет увязывать формирование новой системы контроля и ограничений за вооружениями с ограничениями возможности США в этой части. Что для Вашингтона абсолютно неприемлемо.
При этом сама Россия с целью обойти ограничения ДРСМД приступила к массовому производству малых ракетных кораблей класса «Буян-М». Данные суда не являются полноценными боевыми морскими единицами в силу ограниченности их возможностей по противовоздушной, противокорабельной и противолодочной борьбе. Но являются морскими платформами для применения ракет средней дальности.
Прекращение действия ДРСМД, несмотря на риторику в поддержку этого соглашения, является желательным для многих стран. С учетом отказа США, России и Великобритании от своих обязательств в рамках Будапештского меморандума, наличие собственного ракетного щита уже рассматривается рядом государств в качестве необходимого условия собственной безопасности. Та же Украина, публично выражая желание сохранить договор, тем не менее вполне серьезно рассматривает возможность производства ракетного вооружения с дальностью в 1000 и более километров.
Но, несмотря на весь негатив, угроза ядерной войны вряд ли возрастет. Никто не готов пока махать ядерной «дубинкой». Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что военное руководство США не планирует насыщать войска ядерным оружием. Причина в том, что его обслуживание сопряжено с рядом технических, организационных, бюрократических и юридических трудностей. А вероятность применения рассматривается американским генералитетом как крайне незначительная.
Что будет дальше — предсказать невозможно. В настоящее время США рассматривают возможность размещения ракет средней дальности в Азиатско-Тихоокеанском регионе с целью сдерживания Китая. Между намерениями и практическими шагами в этом направлении пройдет лет пять: надо разработать новые ракеты, испытать их, наладить производство, определить новые районы размещения и защитить их от возможного превентивного удара.
Это время и следовало бы использовать для достижения новой ракетной сделки с учетом современных стратегических реалий. Но пока ни одно из государств, обладающих ракетами средней дальности, то есть свыше 1000 км (а это Россия, США, КНР, Индия, Пакистан, Иран, Израиль и КНДР), не демонстрируют желания договариваться. А именно это — отсутствие новых правил ракетной «игры» — является главной опасностью.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Минск — Ташкент: многообещающая активность
Закон об отсрочках: реальные причины принятия
Продовольствие и национальная безопасность
Контрактная армия: все не так радужно