Вьетнам: незаметный, но важный партнер
Важным, но почти незаметным событием стал визит в Минск делегации министерства общественной безопасности Вьетнама во главе с генералом армии То Ламом.
Генерал является и членом политбюро вьетнамской компартии. То есть представляет не только силовую, но и политическую элиту этой страны. Генерал Лам встретился с руководством МВД, Госкомитета судебных экспертиз и КГБ Беларуси. Особое внимание было уделено противодействию организованной преступности.
Белорусская сторона предпочла не конкретизировать тематику переговоров между вьетнамским министерством и КГБ. Вьетнамскими источниками сообщается, что одной из главных тем стали вопросы охраны политического режима в двух странах (защита конституционного строя). Собственно, не совсем понятно, чем опыт Вьетнама может быть интересен Беларуси: режимы в наших странах очень разные, хотя и далекие от демократических норм. Другое дело, обмен информацией о положении дел в регионах Восточной Европы, на постсоветском пространстве и в Юго-Восточной Азии. Тут возможности каждой стороны по ее сбору и анализу могут быть интересны и полезны другой стороне.
Несмотря на географию, белорусско-вьетнамские отношения в сфере безопасности гораздо ближе, чем это может показаться на первый взгляд. Со времен СССР Вьетнам является традиционным партнером для постсоветского пространства. Ханой стал одним из крупнейших клиентов белорусского ВПК. Прежде всего, речь идет о сфере ПВО (модернизация ЗРК С-125 и поставка радиолокационных станций). В Минске не скрывают надежды, что Вьетнам станет лоббистом интересов Беларуси в Юго-Восточной Азии. Поэтому белорусская сторона готова к сотрудничеству с вьетнамской по практически любым чувствительным вопросам, включая передачу военных технологий и создание совместных производств ВПК.
Каждый год стороны обмениваются визитами высокого уровня по линии силовых ведомств и ВПК. Недавно, в июне, в Беларуси находилась делегация министерства национальной обороны Вьетнама во главе с командующим ВВС и ПВО генерал-лейтенантом Ле Зуй Винем. Как сообщается, вьетнамская делегация ознакомилась с текущим состоянием реализации совместных проектов в военно-технической сфере, а также с потенциалом оборонного сектора экономики Республики Беларусь в области производства, ремонта и модернизации вооружения и военной техники.Судя по тому, что визит продлился 5 дней, ознакомление было весьма подробным. Между двумя странами действуют ежегодные планы совместных мероприятий военно-технического сотрудничества, подписана программа ВТС на 2016 — 2020 годы. По линии оборонных ведомств заключено соглашение о сотрудничестве в области военной науки, разрабатываются ежегодные планы двустороннего военного сотрудничества.
Июльский визит министра общественной безопасности Вьетнама также предполагает заключение серьезных договоренностей. Иначе чиновники такого уровня за границу просто не направляются.
При этом официальный Минск не смущает тот факт, что Ханой является региональным соперником Пекина. Более того, Китай и Вьетнам имеют территориальные споры в Южно-Китайском море (которое во Вьетнаме именуют Восточно-Вьетнамским), периодически угрожающие перерасти в вооруженную конфронтацию.
Внешняя политика белорусских властей традиционно диктуется прагматическими интересами. Официальный Минск в большинстве случаев игнорирует противоречия между своими партнерами, стремясь вывести их насколько возможно из повестки дня двусторонних отношений. Отсутствие ценностной нагрузки в отношениях с иными государствами и готовность к широкому сотрудничеству в области безопасности, включая трансфер технологий, относятся к конкурентному преимуществу отечественного ВПК. И создают хорошие предпосылки для роста экспорта продукции военного и двойного назначения.
Однако, выигрывая в одном, Беларусь проигрывает в другом: прагматизм на грани беспринципности означает невозможность выстраивания по-настоящему союзнических отношений с официальным Минском. Но это совсем другая история.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Фото: ctv.by
Читайте также:
Крах Договора о РСМД: в чем главная опасность
Минск — Ташкент: многообещающая активность
Закон об отсрочках: реальные причины принятия
Продовольствие и национальная безопасность