TOP

Переговоры по интеграции идут…

А кто-нибудь помнит, с какого года они идут?

В Беларуси много проблем. Но на минувшей неделе хуже всего было с психиатрией. Такого количества неадекватно-истерических заявлений и текстов со стороны лично мне знакомых умных людей не было давно. Особенно с белорусско-российских учений «Запад-2017».

Помнят ли читатели такие? Хорошо, если помнят. А помнят ли про тысячи российских железнодорожных вагонов, в которых приехали восточные соседи, чтобы оккупировать Синеокую? А про то, что российские войска отправились в Беларусь не на учения, а свергать Лукашенко? Естественно, чтобы потом оккупировать нашу страну. А про то, что русские танки никуда не уйдут, что у нас будет много российских военных баз, чтобы грозить Западу? Чтобы, опять-таки, аннексировать Беларусь…

И что там у нас с оккупацией Беларуси? Уже оккупировали или еще планируют?

И вот истерия повторяется. А все из-за того, что некогда респектабельное московское издание «Коммерсантъ» опубликовало анализ проекта соглашения об углублении интеграции наших стран в экономической сфере. Вывод такой: готовится экономическая аннексия Беларуси. Что, конечно же, есть предпосылка аннексии политической. И пошло-поехало! Оккупируют, в этот раз, истинный крест, оккупируют. Надо срочно грудью встать на защиту независимости — подписать гневную петицию в интернете. Или издать пафосно-патриотический пост в фейсбуке. Так, чтобы за душу брало. А заодно обматерить тех, кто не верит в светлый миг российской оккупации, за предательство нации и державы.

А теперь включаем здравый смысл. Текста проекта соглашения об углублении интеграции в свободном доступе нет. Хотя Сергей Румас обещал его обнародовать. Но не обнародовал. Почему? Забыл? Передумал? Или попросили не обнародовать? Например, российские коллеги. Поэтому вообще непонятно, что именно показали «Коммерсанту» под видом текста соглашения.

Дальше: а каким образом текст не для публичного обсуждения попал в руки издания? Мое объяснение состоит из двух фактов и одной версии. В России за исключением «Новой газеты» не осталось федеральных изданий, которые прямо или опосредованно не были бы подконтрольны Кремлю. Это факт. Нет, ими не управляют из администрации президента России в ручном режиме. Все тоньше. В Москве есть, назовем это, клуб, куда входят редакторы основных СМИ и топ-чиновники Кремля. Проходят регулярные встречи, на которых руководству СМИ объясняют тонкости политики «партии и правительства». А заодно просят осветить некоторые темы. Как — не важно, важно — осветить. Или опубликовать тексты отдельных околокремлевских мыслителей. Ну, и время от времени в порядке любви и уважения делятся сведениями закрытыми, но не сильно важными. Прикармливают инсайдом. Это второй факт. Говоря проще, Кремль стремится манипулировать руководителями основных, формально независимых СМИ с целью манипулировать через них общественным мнением. Причем не только в России.

А теперь переходим к версии. «Коммерсанту» из Кремля умышленно предоставили текст соглашения или что-то на него похожее с соответствующими неформальными комментариями: мол, скушаем белорусских товарищей сначала экономически, а потом… Цель: продемонстрировать и белорусскому, и международному общественному мнению, что официальный Минск одной ногой в политической могиле. И разговаривать с ним особо не о чем. Лучше про Беларусь напрямую говорить с Кремлем. Потому как экономическое поглощение означает превращение нашей страны в де-факто очередной российский регион. С учетом активной коммуникации высокого уровня Беларусь — США в последний месяц основной получатель месседжа может иметь не минскую, а вашингтонскую прописку.

Но ведь переговоры по интеграции идут, и это тоже факт, скажет читатель. Идут. А кто-нибудь помнит, с какого года они идут? Ровно следом за распадом СССР они и стартовали. Если кто-то забыл, то еще до Лукашенко, в 1994 году, планировалось заключить соглашение о создании с Россией единой валютной зоны. А потом и при нынешнем правителе тоже планировалась единая валюта. А еще планировалась и союзная конституция, и единая военная организация с Россией, и много еще чего.

Настоящее и будущее предопределено историей. История белорусско-российской интеграции демонстрирует, что А. Лукашенко не пойдет на то, что даже в теории может ограничить его всевластие в Беларуси. Да и минское начальство помельче четко понимает, что оно начальство ровно до тех пор, пока есть независимая Беларусь.

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Читайте также:

Новые медиа и старые методы

Подводные камни миротворчества

Болтон в Минске: чего хотел «американский ястреб старой закалки»

Шоу праведного гнева

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.