TOP

Рецидив миротворчества

Каждый год в Беларусь приезжает большая группа российских журналистов, перед которыми почти всегда выступает президент. А вот так работать с украинскими СМИ у белорусских властей почему-то не получается.

Но теперь, накануне встречи президентов Беларуси и Украины в Житомире в начале октября, белорусские власти посчитали нужным создать благоприятный информационный фон. Поэтому в Минск для встречи с А. Лукашенко были приглашены представители ведущих украинских СМИ.

Начиная встречу с украинскими журналистами 26 сентября, глава государства отметил: «Мы впервые, к сожалению, встречаемся в формате прямого разговора с представителями таких крупных средств массовой информации Украины».

Но здесь белорусского руководителя немного подводит память. Подобная встреча была 23 ноября 2006 года. Тогда целый десант украинских журналистов так же, как обычно делается с представителями российских СМИ, возили по стране, и потом перед ними выступил А. Лукашенко. Эта встреча памятна тем, что тогда глава Беларуси предложил Украине союз против России. Дескать, по территории наших стран проходит транзит российских энергоресурсов в Европу, нам нужно было бы договориться о тарифах и выступить с общей позицией на переговорах с РФ.

Отвечая на вопросы журналистов о разных аспектах белорусско-украинских отношений, президент был как всегда противоречив. Например, с одной стороны, он утверждал, что у него никогда не было плохих отношений с президентами Украины. А потом рассказал, как Виктор Янукович не пустил его в Украину на саммит, посвященный юбилею Чернобыльской катастрофы, закрыл для президентского самолета воздушное пространство.

А. Лукашенко считал себя вправе покровительственно давать советы молодому президенту В. Зеленскому.

Но, кажется, главным вопросом, сверхзадачей А. Лукашенко во время этой встречи было стремление вернуть Беларусь, Минск, самого руководителя Беларуси в центр урегулирования украинского кризиса. Ведь в последнее время белорусская столица потихоньку выпадает из статуса главного миротворца. Вот, например, очередной саммит в «нормандском формате» планируется провести в Париже.

Идею возвращения миротворческой роли Минска президент проговорил несколько раз в разных ракурсах. В том числе, как это часто с ним бывает, в виде отрицания: «Мы не будем к вам напрашиваться в миротворцы, посредники. Это вообще исключено». И в то же время в его словах заметна явная обида: «Если это нужно будет, мы готовы сыграть определенную роль. Но пока и такие предложения бывшими руководителями Украины отвергались». Нет ответа от Москвы и Киева на предложения ввести на Донбасс белорусские миротворческие силы.

На самом деле А. Лукашенко хотел бы играть не некую скромную «определенную роль» в урегулировании кризиса вокруг Украины, а как раз главную, центральную. По словам президента, он с самого начала был вовлечен в обсуждение этих событий со всеми сторонами.

Для повышения своей значимости он в очередной раз поведал историю о своем плане, который давно мог привести к миру на украинской земле, но не был принят. По версии А. Лукашенко, он его изложил в телефонном разговоре с председателем Европейского совета Дональдом Туском. «Западу я предложил свое видение в урегулировании этого конфликта, — отметил белорусский лидер. — И предупредил Туска: «Если вы не примете эту позицию, я буду знать, что как минимум в Европе есть люди, заинтересованные в конфликте в Украине». Он помолчал и сказал: «Господин президент, видимо, да». После того как мы довели им наше видение, никаких подвижек не наступило».

В этом рассказе — весь А. Лукашенко, со всеми амбициями, мифологией, спрятанными обидами за недооцененность масштаба личности.

Во-первых, здесь белорусский лидер выступает как главный персонаж конфликта мирового масштаба. Он в самом центре, к нему за помощью обращаются мировые лидеры.

Во-вторых, глава Беларуси, как обычно, имеет монополию на истину. Сколько было попыток, предложений, идей по поводу урегулирования конфликта вокруг Украины. И все впустую. Единственный план, который мог спасти украинский народ, предложил он. Но ведь в нашем злом мире не ценят мудрых политиков.

В-третьих, из этой истории следует, что именно Запад, Европа не хотят мира в Украине. И, по версии А. Лукашенко, председатель Европейского совета Дональд Туск это признал.

Создается впечатление, что вся эта история про гениальный план А. Лукашенко — миф. Ведь никто об этих предложениях ничего не слышал, нигде не видно никаких следов этого плана. И если уж это такой выдающийся проект, то почему сам А. Лукашенко, МИД, государственные СМИ никак его не презентуют, не рекламируют? Он же хорошо ложится на создаваемый властями образ Беларуси как государства-миротворца, донора безопасности. Но все почему-то молчат. Поэтому возникает логичный вопрос: а был ли мальчик? Кстати, интересно было бы узнать версию этого разговора от господина Дональда Туска.

Еще одна важная по смыслу реплика А. Лукашенко: «Забудьте о всяких формулах. Сядьте в Украине и позовите тех, кто хочет мира, в том числе белорусов. Мы, три славянских народа, должны решить этот конфликт, потому что это наш дом».

Здесь то же самое, но в другой обертке. Как может конкурировать какая-то формула (имеется в виду «формула Штайнмайера») с планом А. Лукашенко? Разве не ясно, кто на самом деле хочет мира?

Поэтому нужно отринуть посредников с Запада, а все решить в рамках «славянского треугольника». Поскольку Россия и Украина — стороны конфликта, то единственным модератором, посредником, миротворцем может быть только Беларусь. Как ни крути, а без А. Лукашенко — никак.

Эта идея работает в пользу России. Ведь без поддержки со стороны Запада Украина не может на равных противостоять России. В украинском обществе это понимают все. Поэтому выдвижение упомянутого предложения вряд ли прибавит популярности А. Лукашенко в Украине.

Вполне понятно, что в ходе всего разговора с украинскими журналистами постоянно присутствовала тема о роли России. А. Лукашенко, как обычно, говорил о незыблемости суверенитета Беларуси, отрицал покушение на белорусскую независимость со стороны РФ. Но никак не объяснил, в чем причина политики «принуждения к интеграции», которую реализует Москва с декабря 2018 г. Как не прокомментировал и те документы об унификации экономического законодательства и экономической политики, подписанные премьерами, реализация которых станет явным покушением на суверенитет Беларуси. Ибо слова и дела официального Минска в этом болезненном вопросе очевидно расходятся.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Враг государства

Идеологический спецназ

Картина мира маслом

Мастерство переобувания в воздухе

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.