Уроки украинской реформы полиции
Создание полиции в Украине стало одной из наиболее явных перемен в стране после 2014 года. Часто приходилось слышать, как наши общественники и журналисты после поездок к соседям с юга с умилением говорили о новой структуре МВД. С большим умилением рассказывают только о грузинской полиции.
Но внешняя обертка — это одно. А меня всегда интересуют внутренние механизмы и процессы. Поэтому особенно познавательно общаться с людьми, которые были внутри событий, непосредственными их участниками. Это позволяет понять детали, которые со стороны не всегда и рассмотришь.
На прошлой неделе в Минске был украинский общественный деятель Тарас Здреник, который непосредственно участвовал в процессе формирования полиции в одном из крупнейших городов своей страны — Днепре (бывшем Днепропетровске).
Причины для реформирования МВД в Украине вызрели задолго за революции. Тогдашняя украинская милиция стала синонимом беспредела, коррупции и тесно срослась с организованным криминалом. Майдан лишь вскрыл этот нарыв и открыл возможности для перемен.
Для полиции, которая каждодневно работает с гражданами, критически важно доверие со стороны общества. Доверие выковывается в процессе взаимодействия общественности и правоохранителей и понимания того, что открытость перед людьми — необходимое условие получения поддержки граждан.
Полицейская реформа началась с вывода за штат всех милиционеров и их последующей переаттестации. Те, кто ее проходил успешно, получали возможность продолжить службу в рядах новой Национальной полиции Украины. В состав аттестационных комиссий были включены и общественные активисты. Правда, отбирались они на первоначальном этапе произвольно: самые активные и авторитетные.
Желающие продолжить службу проходили компьютерные тесты на профессионализм и логику, полиграф и собеседование. Также комиссия проверяла соответствие имущественного положения претендента его официальным доходам. Перед самой аттестацией на официальных ресурсах МВД в интернете была доступна форма, заполнив которую каждый мог рассказать о своем опыте общения с тем или иным милиционером. При этом анонимки к рассмотрению не принимались, чтобы избежать необоснованного поклепа на милиционеров.
Показательным стал процент тех, кто не прошел аттестацию и подлежал увольнению: для начальствующего состава высшего звена таких оказалось 26%, для среднего начсостава —14%, среди рядовых милиционеров провалили аттестацию порядка 6%. Говоря проще, большинство украинских милиционеров оказались профессиональными и добросовестными специалистами.
Порядка 6% милиционеров были рекомендованы аттестационными комиссиями к повышению в должности. А еще приблизительно столько же — к понижению.
Сейчас поступление на службу в украинскую полицию проходит через приемную комиссию. В которой 5 человек, и 2 из них — представители общественности, направленные туда депутатами областных советов. Кстати, представители общественности присутствуют и в комиссиях по распределению муниципального жилья, которое выделяется в том числе и для сотрудников правоохранительных ведомств.
Создание Национальной полиции Украины вызвало общественный энтузиазм и приток молодых, высокомотивированных сотрудников. Поменялись стандарты работы полицейских, ужесточился контроль за их работой — как ведомственный, так и общественный. Сотрудники получили психологическую подготовку, что позволяет корректно общаться с людьми в стрессовых ситуациях. Полиция стала более прозрачной, информация о ее работе доступна широкому кругу граждан.
Позитивные результаты, словом, налицо. Но все не так радужно.
Есть проблемы с комплектованием полиции: требования к кандидатам высоки, а материальные стимулы — не очень. Если первоначально денежное довольствие полицейского составляло порядка 1 тысячи долларов, то позже из-за девальвации гривны оно опустилось до 400 долларов. Не изжит внутренний бюрократизм правоохранительной системы, полицейские тратят значительную часть своего рабочего времени на лишнюю бумажную работу. Следственный аппарат перегружен работой и физически не в состоянии обеспечить надлежащее качество предварительного расследования каждого преступления.
И главное — не прошла реформа судебной системы и прокуратуры. Судьи и прокуроры зачастую коррумпированы и препятствуют полиции в борьбе с преступностью, особенно организованной.
Приход к власти в Киеве команды Владимира Зеленского открывает возможности проведения глубокой реформы и очищения украинских судов и прокуратуры.
Нам остается пожелать своим соседям-украинцам успехов в создании эффективной и чистой от коррупции правоохранительной системы. И внимательно изучать чужой опыт, обращая внимание не только на успехи, но и на ошибки. Последнее, пожалуй, даже более важно.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Переговоры по интеграции идут…
Подводные камни миротворчества
Болтон в Минске: чего хотел «американский ястреб старой закалки»