Жизнь идет своим чередом. И это положительная новость
Правительство, не сумевшее выполнить свои обещания, отправляется в отставку. Такова общемировая практика. И Беларусь, при всем ее своеобразии, исключением не является.
Об этом 19 сентября напомнил А. Лукашенко: «Еще раз повторяю: не будут выполнены параметры развития на 2019 год, все ответственные — от премьер-министра — уйдете на покой. Я вас предупреждал в прошлом году в это время, когда делали планы на 2019 год. Поэтому ничего здесь удивительного нет».
Делать планы — наша национальная забава. Она досталась нам по наследству от советской плановой экономики. Как тут не процитировать поэта революции Владимира Маяковского:
Я планов наших
люблю громадье,
размаха
шаги саженьи.
Я радуюсь маршу,
которым идем
в работу
и в сраженья.
Времена меняются. Сегодня сложно представить себе человека, которого радовала бы возможность принять участие в реальном сражении. Поиграть в танчики, не отрывая зад от дивана, желающих хватает. Но это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Какие требования предъявляет архитектор «белорусской модели» к членам правительства? Их всего два: во-первых, умение слушать, во-вторых, исполнять поручения. Идеальное сочетание для порученца. Для тех, кто не понял, открываю словарь Ожегова: «Порученец. Должностное лицо, состоящее при начальнике для выполнения служебных поручений».
Таким образом, белорусское правительство — это группа порученцев, которых глава государства собирает вместе для выполнения своих поручений. Поэтому ожидать от правительства, что оно будет разрабатывать основные направления внутренней и внешней политики и принимать меры по их реализации, как того требует статья 107 Конституции, могут только очень наивные люди. Надеюсь, среди читателей «Снплюс» таких нет.
И так ad infinitum…
Еще в славные советские годы, когда знающих слово «менеджмент» можно было пересчитать по пальцам одной руки, каждому администратору на предприятии был известен базовый принцип управления: «Руководитель — не тот, кто говорит, что надо делать, а тот, кто разъясняет, как надо делать». В противном случае претендовать на руководящие должности могла бы любая кухарка.
Какие тут проблемы! В соответствии с известной присказкой «у блох свои блошата есть, и блох плодят они там, у тех своих блошат, не счесть и так ad infinitum» (до бесконечности. — Ред.) над каждым начальником имеется начальник. Вышестоящий начальник доводит до подчиненного задание, тот ретранслирует его своим подчиненным, и так ad infinitum. Крайним в управленческой пирамиде оказывается бригадир Федя, все вышестоящие управленческие уровни, сколько бы их ни было, занимаются исключительно передачей команд. Непосредственно управленческих решений при этом никто не принимает.
Но вернемся к совещанию у главы государства. Согласно докладу премьер-министра Сергея Румаса, из семи утвержденных на 2019 год прогнозных показателей выполняются четыре. Не достигнуты планы по экспорту, производительности труда и ВВП.
Естественно, анализа причин невыполнения плановых показателей не последовало. По крайней мере, отыскать его в пресс-релизе совещания мне не удалось. Зато в полном соответствии с отработанной за четверть века моделью управления в очередной раз А. Лукашенко напомнил топ-чиновникам о сферах их персональной ответственности: «Вице-премьеры не должны бегать за министрами, а министры не должны бегать за губернаторами, если это, допустим, сельское хозяйство, а заниматься только технологиями. Министр сельского хозяйства — это технологии, что-то новое, перспективное. Сеять, убирать, косить, возить, консервировать — это дело губернаторов, председателей райисполкомов, руководителей хозяйств. А вице-премьер должен заняться ключевым вопросом, если это сельское хозяйство, — экспортом продукции».
Вот такая она, «белорусская модель»! Так и представляешь себе колосящееся поле, губернаторов, председателей райисполкомов, руководителей хозяйств, стоящих по бокам с косами. И тишина!
Почему они стоят, а не косят? Ждут указаний по поводу технологии косьбы от министра сельского хозяйства. Начинать косить по старинке боязно. Вдруг министр предложит что-то новое, перспективное. В конце же технологической цепочки легко угадывается фигура вице-премьера. Его роль в успехах сельскохозяйственной отрасли — ключевая. Он отвечает за экспорт. Не зря же А. Лукашенко регулярно напоминает, что сегодня главное не произвести, а продать.
Жизнь идет своим чередом
Что мы имеем в итоге? Мы имеем из рук вон плохо выполняемые собственные планы, «которые мы сами для себя прописываем». Это не моя оценка. Я в деревне никогда не жил и заочно экономический факультет Белорусской сельскохозяйственной академии в городе Горки не оканчивал. Поэтому оценить ответственность каждого из вышеперечисленных чиновников за срыв планов я не в состоянии.
Я рассуждаю как человек, освоивший жонглирование двумя десятками терминов, позаимствованных из учебника политологии для студентов 1-го курса. Приведу пример такого рассуждения: управленческая «вертикаль» создается для удержания власти, все прочие задачи, в том числе и задача развития, для нее вторичны.
На знамени «вертикали» прописными буквами выведено «учет и контроль». Слоган позаимствован у Ленина. Проблема, однако, заключается в том, что он был сформулирован в иную эпоху. Современная жизнь выстраивается по горизонтали, и уже в силу этого «вертикаль» не в состоянии ее контролировать. То, что она пытается выдать за контроль, есть лишь его имитация. Жизнь идет своим чередом, сколько бы дублирующих друг друга контролирующих структур не создавалось.
«Нужны хорошие правила игры, чтобы даже с небольшими возможностями все-таки развиваться, — поясняет экономический географ Наталья Зубаревич. — А если вас вертикалью пронзили, плитой общего плана по валу придавили, вы не сможете. Это нежизнеспособная экономическая система, не понимающая, что гибкость и адаптивность важнее. Страх потерять контроль над пространством перевешивает все разумные доводы».
Все, что создано за годы независимости, создано не благодаря «белорусской модели» и ее архитектору, а вопреки им. Еще в начале «нулевых» доля населения, занятого в сфере услуг, превысила в Беларуси долю занятых в промышленности, что является показателем перехода от индустриальной экономики к постиндустриальной.
Жизнь шла и продолжает идти своим чередом, и это, пожалуй, одна из немногих положительных новостей.
Читайте также:
И планы есть, и чиновники. Выполнять вот только эти планы некому…
25 лет кружит, 25 лет напоминает…