Будет 100 рублей — найдутся и 100 друзей
Известная поговорка «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» знакома нам с детства. И ее истинность сомнений не вызывает. Но лишь в жизни обычного человека. В международных делах все может обстоять наоборот: появляются деньги — находятся и серьезные партнеры.
На минувшей неделе в Киеве прошла международная выставка «Оружие и безопасность-2019». Первый раз я был на этом мероприятии в 2017 году. Интересно было сравнить, что изменилось в самом мероприятии за прошедшие два года.
Главное, что бросилось в глаза, масштаб присутствия представителей иностранного ВПК. В этом году на выставке были, помимо украинских, компании из США, Польши, Литвы, Латвии, Дании, Италии, Великобритании, КНР, Казахстана и Чехии. Больше всего меня удивило присутствие чехов. Дело в том, что некоторыми крупными странами ЕС после начала российско-украинского конфликта в отношении Киева было введено негласное оружейное эмбарго. Мол, не должны европейцы подбрасывать дровишек в огонь войны, поставляя снаряжение и оружие одной из сторон конфликта. Раньше, кстати, с подобной практикой негласного эмбарго на поставку вооружений столкнулась Грузия после войны 2008 года. Особенно усердствуют в миролюбии немецкие политики, традиционно готовые кормить кремлевского «аллигатора» восточноевропейскими «антилопами», лишь бы не было войны.
Позицию Берлина по не очень ясной для меня причине до недавнего времени разделяла и Чехия. После 2014 года, когда Украина столкнулась с нехваткой ряда систем вооружений и снаряжения, Киев принялся искать необходимое за рубежом. Чехия традиционно обладает серьезным ВПК и активно поставляет оборонную продукцию на международный рынок. Но на прямые поставки серьезной техники в Украину (типа старых советских БМП-1) чехи до недавнего времени не решались: вооружение сначала продавалось в Польшу, а затем шло в Украину. И вот на выставке «Оружие и безопасность-2019» чешские оружейники представили системы реактивного и артиллерийского вооружения.
Ларчик открывается просто: ежегодный бюджет закупок продукции военного назначения Украиной приближается к 1 млрд долларов США. Киев только на закупки техники и снаряжения тратит сумму, сопоставимую с общими бюджетными расходами Беларуси на содержание всех силовых ведомств страны.
В общем-то, именно за украинским миллиардом и выстроились иностранные оружейные компании. Кстати, Беларусь тоже имеет свой бизнес-интерес: шасси МАЗа используются украинскими компаниями для производства собственной продукции (бронемашины, автовозы под установку РЛС и др.). Они собираются в Украине под брендом «Богдан» для нужд армии.
Безусловным лидером среди иностранцев в гонке за украинскими деньгами является Турция. Турецкий ВПК был представлен очень масштабно. И в первую очередь — государственными компаниями. Анкара готова поставлять Киеву все, на что только способна: от боеприпасов до подводных лодок и космических спутников.
Украинская армия уже активно и массово использует турецкую технику защищенной радиосвязи. Получена первая партия турецких разведывательно-ударных БПЛА Bayraktar TB2, а также высокоточные боеприпасы для применения с этих беспилотников. Украинская компания «Укрспецэкспорт» и турецкая Baykar Defence создали совместное предприятие для разработки и производства полноценного ударного БПЛА Akэncэ. Это будет тяжелый беспилотник с высотой полета более 12 километров, размахом крыльев 20 метров, способный поднять в воздух более 1000 килограммов вооружения и находиться в полете сутки. Аппарат будет оснащаться самыми передовыми системами наблюдения, вооружаться управляемыми ракетами, обычными и высокоточными бомбами. БПЛА планируется оборудовать устойчивой к радиоэлектронному воздействию системой навигации и управления.
С учетом масштабов необходимого перевооружения украинской армии миллиард долларов в год — не такая уж и большая сумма. Но тем не менее для компаний ВПК, которых можно отнести к «крепким середнячкам», оружейный рынок Украины становится все более привлекательным. Чтобы закрепиться на нем, они готовы создавать и совместные производства, и осуществлять импорт технологий.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Уроки украинской реформы полиции
Переговоры по интеграции идут…