TOP

Сносить — не строить. Сколько стоит закрыть АЭС?

Зрелище длилось всего пару секунд. 80-метровая бетонная градирня, охладительная башня атомной электростанции в городке Мюльхайм-Керлих на берегу Рейна к северу от Кобленца, элегантно схлопнулась за считанные мгновения. Скоротечность этой с инженерной точки зрения отлично подготовленной технической операции порождала банальную мысль, что сносить — не строить…

Однако опыт Германии показывает, что она в корне неверна, если речь идет об атомных электростанциях. Подобные радиационно опасные объекты (РОО) нельзя просто так снести. Их можно законсервировать или по особой технологии демонтировать, обеспечивая соблюдение строгих норм безопасности при разборке их радиоактивных составных частей. На это, а также на захоронение ядерных отходов уходит обычно куда больше сил, средств и времени, чем на сооружение АЭС.

Так, демонтаж атомной электростанции в Мюльхайм-Керлихе начался в 2004 году и продлится еще предположительно целое десятилетие, иными словами, займет примерно четверть века. А строилась она чуть больше десяти лет: в 1975—1986 годах. По данным ее собственника, компании RWE, при демонтаже предстоит вывезти и надежно захоронить примерно 1700 тонн радиоактивных материалов. Общая же масса вывезенных грузов составит под конец примерно 500 тысяч тонн.

Так что окончательный снос градирни в Мюльхайм-Керлихе 9 августа был всего лишь мимолетным, хотя и эффектным эпизодом в длинной череде трудоемких и весьма дорогостоящих процессов. Только на демонтаж одной этой охладительной башни, с радиацией никак не связанной, ушло больше года и несколько лет подготовки.

Дело в том, что RWE сразу же исключила ее снос с помощью взрыва: это представлялось слишком рискованным из-за близости главного корпуса АЭС с выведенным из эксплуатации, но все еще остающимся там реактором, хотя и без ядерного топлива: его вывезли еще в 2002 году. К тому же в непосредственной близости проходят автодорога и железнодорожная магистраль.

Поэтому на верхушку на тот момент 162-метровой башни (выше Кельнского собора) был поднят специально сконструированный для этой цели экскаватор-разрушитель с гидравлическими ножницами, который, двигаясь по кругу, постепенно «отгрызал» один кусок бетона за другим.

Однако на высоте 80 метров дальнейшее использование экскаватора стало невозможным из-за возрастающего наклона расширяющейся книзу башни. Но и тут от взрыва отказались. Вместо этого использовались два других экскаватора-разрушителя с дистанционным управлением: они выломали около 20 из 72 свай, на которых стояла градирня, и в назначенное время предварительно специально «надрезанная» башня просела под собственным весом.

Когда в Германии АЭС окончательно исчезнут с лица земли?

Во сколько обошелся снос градирни, не сообщается, но в целом за то, чтобы полностью сравнять с землей бывшую АЭС в Мюльхайм-Керлихе и освободить место для новой промзоны (один земельный участок уже куплен машиностроительной фирмой), компании RWE придется заплатить свыше 1 миллиарда евро. Но здесь был только один реактор.

А вот на то, чтобы сначала обезопасить, а потом демонтировать шесть энергоблоков выведенной из эксплуатации вскоре после объединения Германии АЭС в Любмине близ Грайфсвальда на территории бывшей ГДР, уже потрачено существенно более 3 миллиардов евро из государственной казны. Работы здесь ведутся с 1995 года и продлятся, предположительно, до 2028 года. А вторую, менее крупную атомную электростанцию ГДР в Райнсберге, планируется полностью снести к 2025 году.

Соответственно, к примеру, АЭС в Лингене на западе ФРГ, выведенную из эксплуатации еще в 1977 году, планируется демонтировать лишь в 2035-м. А, скажем, блок Б атомной электростанции в баварском городке Гундреммингене, сооруженный в 1976—1984 годах и отключенный к концу 2017 года, окончательно исчезнет с лица земли не раньше 2040-го.

Впрочем, все эти сроки и расходы просто блекнут перед тем временем и теми деньгами, которые потребуются для длительного безопасного захоронения радиоактивных отходов. Тут речь идет о столетиях и десятках миллиардов.

Во всяком случае в 2017 году четыре оператора немецких АЭС, частные компании Eon, RWE, EnBW и Vattenfall, внесли 24 миллиарда евро в специальный государственный фонд, перед менеджерами которого поставлена задача к 2100 году увеличить этот капитал примерно до 169 миллиардов евро. Именно столько, согласно прогнозам, придется заплатить в общей сложности за временное хранение и окончательное захоронение тех радиоактивных отходов, которые накопятся в Германии к моменту отказа от ядерной энергетики к концу 2022 года.

TUT.BY

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.