TOP

Неожиданная Березина

Как человек, который учился в советской школе, когда война 1812 года именовалась отечественной, я твердо знал, что переправа через Березину стала апогеем бегства французской армии из России, едва ли не символом поражения Наполеона.

Но в последнее время все чаще и чаще звучит другая оценка тех событий. Непривычная и от того несколько неожиданная. Мол, форсирование белорусской реки – еще одно подтверждение полководческого таланта французского полководца.

С помощью пресс-атташе французского посольства в Минске Наталии Зайцевой в последнее ноябрьское воскресенье я смог лично убедиться в том, что сторонники этого вывода, говоря по-белорусски, маюць рацыю.

Думается, есть смысл напомнить, что сражение на Березине между отступавшей из России армией Наполеона и русскими войсками, пытавшимися отрезать ей пути отхода, произошло 26-29 (14-17 по старому стилю) ноября 1812 года. 207-ю годовщину в этому году праздновали с таким размахом, что и подумалось про что-то юбилейное.

Рассказать подробно о каждом мероприятии, которые проходили в течение трех дней, невозможно, поэтому ограничусь лишь короткой справкой.

Начну с того, что все три дня проходили под аккомпанемент специально прибывшего из Тулузы военного оркестра воздушно-десантных войск Французской Республики. По улицам Борисова прошел ставший традиционным парад реконструкторов-униформистов наполеоновской армии. Затем состоялась реконструкции военной операции по взятию русской батареи, а в память о жертве понтонеров генерала Эбле (из четырехсот человек в живых осталось только шестеро) был показан спектакль, поставленный сотрудницей посольства Франции в Беларуси Доминик Арно. Затем на городском пляже произошло то, что, можно назвать беспрецедентным для подобной погоды — пересечение вплавь Березины. Пловцы, приехавшие из десяти стран, отважились проплыть 56 метров с температурой воды 2 градуса. Температура воздуха в этот момент составляла минус 7 градусов по Цельсию.

Команду французских пловцов возглавляли Александр Пике, 1-ый советник, и Ксавье Ле Торривеллек, атташе посольства. К ним присоединились еще 10 французов. А всего в заплыве участвовало 85 человек.

Потом прошли памятные церемонии в деревне Студенка и на Брилевском поле. После традиционной речи Чрезвычайного и Полномочного посла Франции в Беларуси Дидье Канесса на французском военном кладбище делегация, в составе которой были представителей военной миссии Нидерландов в России, посетила место старого расположения моста, дабы почтить память понтонеров.

Завершила массовые мероприятия зрелищная реконструкция битвы на Березине, показанная военно-историческими клубами из Беларуси, России Латвии, Польши, Нидерландов и Франции. За Францию «воевало» 28 клубов (215 человек), за Российскую империю – 27 (214 человек). Среди них было сто кавалеристов.

Большим количеством участников могут похвастать только подобные фестивали в Ватерлоо, Аустерлице, Лейпциге и Бородино.

Примечательно, что российскую императорскую армию представляли только тамошние рестовраторы. А еще – белорусские… Вряд ли это можно считать чем-то неожиданным. А вот вывод лично мне показался довольно неординарным.

Как известно, в ту войну все дома деревни Студенка были разобраны на бревна, а все ее жители погибли на лютом морозе. В этой связи и прозвучал тезис о необходимости независимости, которая даст возможность не участвовать в чужих войнах…

Аляксандр Тамковіч, Мінск—Орша

Читайте также:

Прыдуманая Беларусь Уладзіміра Караткевіча

Сэлфи Леонида Судаленко

«Власть вплотную подвела страну к тумблеру социального взрыва»

Антон Астапович: «Я не подстраиваюсь под чье-то мнение»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.