TOP

Валерий Карбалевич. НАТО возвращается к прежней функции

Группа белорусских журналистов, экспертов и политиков посетила штаб-квартиру НАТО, находящуюся в Брюсселе, чтобы ознакомиться с деятельностью этой организации. Обсуждались место и роль НАТО в современном мире, возможности сотрудничества с Беларусью.

Так часто бывает в международной жизни, когда организация, созданная для решения одних задач, определенных функций, оказывается в сложной ситуации, когда политический процесс резко меняется, складывается новый исторический контекст. И возникает проблема, как вписать старую структуру в новую систему. Существует много подобных примеров. Например, неожиданно историческими реликтами стали такие организации, как ОБСЕ или СНГ. В определенном смысле некоторое время назад то же самое можно было сказать и о НАТО.

Организация Североатлантического договора является естественным продуктом исторической эпохи, периода «холодной войны». Созданная в 1949 году, она на протяжении почти 40 лет противостояла другому военно-политическому блоку — Организации Варшавского договора.

Новая историческая эпоха, наступившая с начала 90-х, поставила проблему дальнейшей судьбы НАТО. Та задача, ради которой она создавалась (угроза со стороны СССР), исчезла. Встал вопрос о новой миссии альянса в изменившихся международных условиях.

Известно, что институт, созданный для решения одной задачи, очень трудно переориентировать на решение других задач. Особенно если речь идет о такой большой, сложной, обросшей бюрократическим аппаратом международной организации.

Эволюция функций и миссии НАТО происходила тяжело. Были сформулированы новые задачи: противодействие терроризму и другим «асимметричным угрозам», сохранение стабильности в мире, урегулирование кризисов. То есть, если говорить грубо, НАТО пыталась взять на себя функцию международного полицейского.

В связи с этим возникли новые проблемы. Прежде всего, с исчезновением советской угрозы во многих странах резко уменьшилось ощущение внешней опасности. Согласно подписанным соглашениям, все страны—члены НАТО должны ежегодно тратить на защиту не менее 2% ВВП. Однако из 28 государств—членов альянса обычно только 4—5 стран выполняют это требование. Все надеются на США.

Возникла и другая проблема: насколько НАТО нужна Соединенным Штатам? Зоной первоочередной ответственности альянса была Европа, Атлантика. А сегодня центр мировой экономики и политики перемещается в Юго-Восточную Азию. Значит, туда перемещается и главный интерес США. И какова там роль НАТО?

На Лондонском саммите НАТО (декабрь 2019 г.) впервые в официальном документе альянса появился тезис о Китае как потенциальной угрозе. И если еще год назад в структурах этой организации не было ни одного специалиста по КНР, то теперь они есть.

Но агрессия России против Украины радикально изменила ситуацию. Альянс нашел свою миссию, нишу в системе международных отношений, которую он долго искал в течение четверти века после окончания «холодной войны». Точнее, она нашлась сама. Сейчас основной задачей НАТО стало противодействие политике РФ. В списке угроз, зафиксированных в итоговом документе Лондонского саммита НАТО, агрессивные действия России стоят на первом месте. И дело не только в истории с Крымом и Донбассом. Все страны НАТО столкнулись с гибридными атаками со стороны России, ситуацию в них Кремль пытался дестабилизировать (вмешательство в выборы, подкуп и поддержка радикальных организаций, атаки кремлевской «фабрики троллей» и пр.).

Таким образом Путин сильно помог НАТО вернуться к своему началу, к той функции, ради которой блок был создан. Такая странная историческая спираль.

Новые вызовы, вставшие перед Североатлантическим альянсом, подталкивают его участников к большей дисциплине. Все страны—члены организации приняли на себя обязательства к 2024 году тратить на оборону не менее 2% ВВП.

Кстати, разногласия между США и европейскими членами НАТО постепенно смягчаются. Администрация Трампа увеличила расходы на защиту Европы на 40%.

Увеличение войск НАТО в регионе Центральной Европы, в частности, в Польше и Литве, в Брюсселе объясняют нарастанием российской военной угрозы. В 1997 году Россия и Североатлантический альянс подписали соглашение, по которому НАТО берет на себя обязательство не размещать в странах, бывших членами Варшавского договора, значительные вооруженные силы на постоянной основе.

В документе слово «значительные» не расшифровывается, поэтому теперь обе стороны трактуют его по-своему. Но на основе того соглашения альянс размещает вооруженные силы в Польше и странах Балтии на временной основе.

Есть еще одна проблема. В НАТО очень долгая процедура принятия решений о проведении военной операции. Сначала все 29 стран-членов должны прийти к консенсусу. В некоторых из них такое решение должно быть одобрено парламентом, а там могут быть долгие дискуссии. Когда решение все же принято, то начинается процесс его реализации. Дело в том, что вооруженных сил НАТО не существует в природе, армии есть у стран-членов. Они должны их выделить в распоряжение и под командование альянса. А в случае военной угрозы нужно действовать быстро. Поэтому, например, Польша и Литва хотели бы, чтобы на их территории были американские воинские подразделения. В случае опасности США могут действовать от своего имени, не обращаясь к НАТО.

Интересно, что у НАТО нет соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ОДКБ. Ибо у членов альянса нет единства по вопросу, можно ли считать этот военно-политический союз постсоветских стран серьезной организацией. Одна страна—член ОДКБ Армения участвует в двух операциях НАТО (в Афганистане и Косово). Другой член ОДКБ — Казахстан выделяет деньги на операции НАТО в Афганистане и Ираке.

НАТО активно укрепляет партнерские отношения с государствами, не являющимися членами альянса. В частности, это происходит с помощью программы «Партнерство ради мира». Беларусь с 1995 года участвует в этой программе. Она принимает участие во многих мероприятиях под эгидой альянса. Они касаются контроля над вооружениями, военной реформы, защиты от оружия массового поражения, разминирования взрывных устройств, борьбы с терроризмом, предотвращения торговли людьми, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и пр. Каждый год по направлению белорусского правительства сотрудники различных наших ведомств участвуют в различных учебных курсах. В основном это военные. Но в совместных проектах также задействованы работники пограничного комитета, МЧС и др. Белорусские военнослужащие вместе с военными стран НАТО участвуют в миротворческих учениях под эгидой ООН и ОБСЕ. После 2014 года (т. е. после присоединения Россией Крыма) диалог между Беларусью и альянсом расширился.

Беларусь могла бы участвовать в большем количестве мероприятий под эгидой НАТО, если бы подписала соглашение о защите информации, предусматривающее обмен секретной информацией между нашей страной и альянсом. Но пока НАТО не готова заключить такое соглашение с официальным Минском по политическим причинам.

Автор выражает благодарность посольству Германии в Беларуси за организацию этого визита.

Валерий Карбалевич, Минск — Брюссель — Минск

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.