TOP

Мы, белорусы, бедные люди?

Можно ли граждан нашей страны назвать небогатыми? Ответить на этот вопрос невозможно без цифр, толк в которых знают экономисты.

Бедность, как и богатство, — понятия субъективные. Один белорус может иметь трешку в доме Чижа, две иномарки и престижную работу в IT-секторе, но в то же время чувствовать себя бедняком, если будет сравнивать себя с Илоном Маском. Другой белорус, работник убыточного колхоза в Пружанском районе, смотрит на безработного соседу-выпивоху и с полной уверенностью может назвать себя успешным человеком.

Вадим Иосуб: белорусы — середнячки

По словам старшего аналитика «Альпари» Вадима Иосуба, есть много подходов к тому, что считать богатством и как сравнивать. Например, один из таких подходов: сравнение внутреннего валового продукта (ВВП) страны на душу населения по паритету покупательной способности. ППС нужен для того, чтобы учесть, что в разных странах разные цены.

«Например, если в Норвегии, предположим, зарплаты в десять раз больше, чем в Беларуси, то это не значит, что норвежцы живут в десять раз лучше белорусов, потому что там цены могут быть в пять раз больше», — объясняет Иосуб.

Экономист считает, что, если смотреть в масштабе планеты, Беларусь можно отнести к «середнячкам» — не самые богатые, но и не самые бедные. В списке Всемирного банка, где приведены данные ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, из 189 стран Беларусь занимает 70-е место.

«Этот показатель — о том, сколько страна зарабатывает в среднем на одного жителя. Но он мало говорит о том, как эти деньги распределяются», — обращает внимание экономист.

Еще одним показателем может быть средняя зарплата, но опять же с учетом паритета покупательной способности. Есть список из 72 стран, который составила Международная организация труда, и Беларусь в нем занимает 46-е место.

По словам Иосуба, с точки зрения реальных доходов Беларусь сейчас находится на историческом максимуме. Так много, как сейчас, мы не зарабатывали никогда до этого и даже превысили пик 2014 года. Но радоваться этому можно, только если не оглядываться по сторонам.

«Всегда принято сравнивать, как там у соседа: толще корова или тоньше. Если сравнивать с Польшей, странами Балтии и Россией, то очевидно, что мы живем хуже, но есть определенные тенденции. В нулевых годах наш отрыв от стран Восточной Европы по доходам сокращался, мы их потихонечку догоняли. В последнее десятилетие этот отрыв по доходам увеличивается. То есть в каких-то абсолютных цифрах мы не беднеем и даже богатеем, но соседи богатеют быстрее. Поэтому в этом смысле по отношению к ним мы можем чувствовать себя ущербнее».

Сергей Чалый: важен не доход, а то, что ты можешь на него купить

С точки зрения абсолютной бедности белорусы точно не нищие, говорит независимый аналитик Сергей Чалый. По абсолютным показателям мы, наоборот, очень даже успешные:

«Методы исследования (бедности) разные, но грубо говоря, это на сколько долларов в день живет человек. То есть такой вот показатель бедности. И мы были чемпионами в ее устранении. Однако они не определяют статьи расходов и цены».

Сам Чалый предпочитает оценивать состоятельность населения иначе.

«Важен не доход, а то, что ты можешь приобрести на него. То есть какую долю потребительских расходов составляют продукты питания. Не помню точных данных, но (в Беларуси) это порядка 40%. То есть очень большая часть расходов идет на совершенно необходимые нужды, и (денег) не остается на какие-то вещи, что называется, на усмотрение, для удовлетворения каких-то более высоких потребностей. Это и есть уровень бедности».

Леонид Заико: У белорусов нет желания быть успешными

Если оценивать ВВП на душу населения, то Беларусь — это страна с небогатым населением. Такой лаконичный ответ дал руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.

«Когда говорят «страна богатая или бедная» — это все теоретически неправильно. Если вы не хотите получить образование, если вы не хотите построить карьеру, вы всегда будете бедным. А вот это уже интересная вещь: белорусы к этому (саморазвитию. — Еврорадио) не стремятся. У белорусов нет желания быть инициативными, успешными и прочее».

Заико объясняет это «деревенским стилем жизни»:

«В Беларуси в году так 1970-м половина населения жила в деревне, половина — в городах. И этот деревенский стиль жизни до сих пор пропагандируется: Год малой родины, например (в Беларуси годами малой родины были объявлены 2018-й, 2019-й и 2020-й. — Еврорадио). Аграрная элита Беларуси — она фактически пришла к власти в 1994 году. Это колхозная номенклатура районного уровня. Она не уважает знания, она не способствует карьерной динамике населения», — говорит Заико.

Согласно «Статистическому ежегоднику», опубликованному на сайте Белстата в сентябре 2019 года, более полумиллиона белорусов являются малообеспеченными — находятся за чертой бедности. Также в Беларуси насчитывается более 2,5 млн человек, которые не могут позволить себе приобрести товары и услуги для удовлетворения основных потребностей.

Михась Ильин, «Еврорадио»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.