TOP

Горячий нрав Натальи Горячко

В кругах правозащитников Наталью Горячко хорошо знают. Знают и о ее беспокойном характере. Некоторые находят объяснение этому в ее девичьей фамилии — Басалыга. Корнями фамилия уходит в XIV век, к кипчакам, татарам, чей горячий нрав общеизвестен.

— Разговор давайте начнем с известной многим фотографии президентских выборов 2015 года, запечатлевшей, как одна из женщин-наблюдателей не встретила вставанием президента. Тогда о вас узнали многие…

— В определенных кругах меня хорошо знали и до этого, я ведь общественной правозащитой занимаюсь с 1996 года. Тогда мы создали ассоциацию многодетных родителей. У меня четверо детей — три сына и дочь.

В ассоциации мы занимались многими вещами, но больше всего борьбой со школьными поборами. Это когда на разные цели с родителей собирают деньги, а если те не сдают, их детей начинают прессовать занижением оценок и всякими придирками.

Чиновникам от образования я тогда писала письма приблизительно такого содержания: «Ассоциации многодетных родителей стали известны факты вымогательства…» Действовало безотказно, так как чиновники понимали, что речь идет о криминальных действиях педагогов и воспитателей.

Горисполкому пришлось давать разъяснения о том, что пожертвования, дескать, носят исключительно добровольный характер, а многодетные семьи не должны участвовать в них по определению …

Раскрутив коррупционный клубок, мне удалось добиться увольнения директора одной из минских школ.

— Контакта с властью, значит, не получилось?

— Ну почему…Тогдашний мэр Минска Павлов выделил нам на один день видеооператора с камерой. Я предложила снять сюжет о том, в каких условиях живут многодетные семьи. Шокирующие получились кадры.

Представьте себе общежитие, на пятом этаже в комнате в 22 квадратных метра живет семья, где пятеро детей. При этом туалет в их подъезде находится в подвале, а с потолка постоянно течет вода…

Или другой сюжет. Жил тогда в общежитии священник отец Сергий. Очень скромный по характеру человек. Другим помогал, а сам с пятью детьми ютился в маленькой комнатке…

Трудно поверить, что такое вообще может быть в XXI веке.

Или вот. В конце улицы Восточной стояла прямо-таки «избушка на курьих ножках». На нескольких квадратных метрах (половину занимала вечно дымящая печка) там проживала многодетная семья. Все спали на общем топчане. Наши съемки начались с мальчика, который сидел у окна и учил высшую математику. На фоне роскошного жилья по Восточной, 133…

Словом, фильм получился. После того как его показали, было принято решение о субсидировании, льготном кредитовании и социальном жилье для многодетных семей. В 2005 году многодетные семьи начали вселяться в новые квартиры.

Более того, мне тогда удалось «выбить» для многодетных семей бесплатные спортивные, художественные и музыкальные кружки.

— В нашем обществе о многодетных семьях существуют известные стереотипы…

— Поверьте человеку, который очень хорошо знает тему: многодетные родители в большинстве своем — не алкоголики. У меня своя статистика: семей, где кто-то из родителей употреблял алкоголь, было примерно 10 процентов. Среди нас и художники, и писатели, и поэты, люди с высшим образованием и немного рабочих. Я никогда не задумывалась о том, сколько детей надо «запланировать». Родила четверых. И вырастила. И воспитала достойных граждан Беларуси.

Что касается упомянутой фотографии, то я не вижу там ничего экстраординарного. Я всего лишь выразила свое отношение к «элегантным победам». Честно говоря, я не понимаю, почему людей это так удивляет.

Всем рекомендую еще раз прочитать третью статью Конституции Беларуси, где четко сказано, что хозяин в стране — народ. Власть — это мы. В каждом паспорте написано — гражданин Республики Беларусь. А это не только право, но и обязанность. Обязанность управлять государством. В моем понимании, государство — это система институтов и механизмов, которая призвана создать благоприятные условия жизни для своих граждан. Граждане для этого платят налоги, соглашаются частично урезать круг своих свобод, а государство взамен должно обеспечить нормальный уровень их благосостояния.

Если государство с этим не справляется, значит, что-то в нем надо менять. В том числе менять и тех, кто руководит, но с этим не справляется.

— Насколько мне известно, к появлению новых лиц в оппозиции (в том числе и в правозащитной среде) относятся довольно настороженно. Как было с вами?

— Еще раз скажу, что многие меня знают давно и не могут не считаться с моей работой. В рамках организации «Правовая помощь населению» я занимаюсь делами, от которых другие по разным причинам отказываются.

— Слышал, что вместе с детьми вы не раз снимались в кино. И не только в массовке. Наверное, там встречали другого правозащитника — Олега Волчека, для которого кино стало общеизвестным хобби?

— Я начала сниматься очень давно. Мы тогда всей семьей поддержали сына Ваню, который фанатично увлекся кино. Сейчас ему уже 24 года, а тогда были начальные классы школы.

Что касается Олега Волчека, то на съемочную площадку его привела именно я. Но сейчас у нас с ним разные подходы к съемкам.

Фильмы сегодня у нас делаются в основном российские. После начала войны в Украине я принципиально отказалась в них работать, хотя на тот момент уже была не только массовка, но и финансово выгодные эпизодические роли и роли второго плана.

Олег же продолжает сниматься.

А я просто пишу стихи и прозу и таким образом реализую свой творческий потенциал. Вот одно из любимых:

Однажды в полночь
мир изменится…
И вдруг
поймем:
дождались перемен, мой друг!
И больше нет на Солнце пятен.
Только блики!
И маски сняты… Вновь сияют лики
загадочных созданий
Голубой планеты…
И найдены уже на все ответы…
Очищены пути…
Иди, лети…

Живи и помни:
никому на свете
не устраниться
быть за все в ответе!

Александр Томкович

Читайте также:

Принуждение к интеграции

Память Холокоста

Прыдуманая Беларусь Уладзіміра Караткевіча

Неожиданная Березина

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.