TOP

История нас ничему не учит

Лет 7—8 назад, проходя через двор средней школы №1 в Хотимске, увидел под ногами листы бумаги с фотографиями. Сначала я по инерции прошел с десяток метров, но потом вернулся, поднял и развернул сверток. А там… Помятые, измазанные краской фотографии ветеранов войны, наших земляков.

На следующий день узнал, что, оказывается, шел ремонт школы, по чьей-то вине в комнате музея вовремя не убрали экспозицию. И бесценные фотографии, собранные со всего района, выбросили на мусор, под ноги прохожим. Чья это вина? Так и не узнал. От меня отмахивались, как от назойливой мухи. Отстань, мол, со своими фотографиями, тут вон ремонт затянулся… И никому нет дела, какой пример отношения к истории, к собственному прошлому мы показываем детям. Стоит ли удивляться, что им, уже повзрослевшим, все равно, кто и как сейчас переписывает эту историю.

Второй случай об отношении к нашей истории. Хотимский район был одним из первых в Беларуси освобожден от фашистских оккупантов. Восстановилась советская всласть. Была заведена традиция — писать летопись района. Неплохая, надо сказать, традиция во времена отсутствия мобильных телефонов, интернета и даже телевизоров. С того времени все важные события, знаковые встречи, посещения района знаменитыми людьми записывались в альбомы с фотографиями, автографами и пожеланиями. Из года в год эта нехитрая летопись велась аккуратно и непрерывно.

По характеру своей работы я не часто заглядывал в районные архивы. Но однажды зашел в комнату заседаний райкома партии, где хранился архив, открыл один из альбомов и был крайне удивлен. Оказывается, однажды нас посетил известный артист Евгений Моргунов. Мелочь, наверное, для столичного жителя, но не для провинциального обывателя…

Совсем недавно беседовал с бывшими работниками райкома партии. С удивлением узнал, что эта летопись, как и все подарки и сувениры гостей, чудеснейшим образом исчезли. Наверное, летопись оказалась на свалке, как и школьные фотографии фронтовиков, а подарки растащили по домам верткие сотрудники райкома. Вот так, одним махом, лишили себя свидетельств о собственном прошлом, простых и милых напоминаний об истории.

Одно время я работал в должности начальника районного ЖКХ и получил приказ принять на баланс здание расформированной школы-интерната для детей-сирот. Интернат был организован в 1961 году и до закрытия в нем воспитывались и обучались около 200 детей, у которых не было родителей. После войны страна приходила в себя, дети взрослели и уходили в самостоятельную жизнь. Преподаватели и воспитатели, чтобы запечатлеть историю, создали собственный музей.

И вот пришел я принимать здание. Все буквально в руинах, как варвары прошлись по помещениям. В одном из них наткнулся на табличку «Музей». Открыл дверь и увидел настоящую картину погрома. Решил собрать все, что валялось, может, кому пригодится? Отвез домой. Но никто за музейными экспонатами ко мне так и не обратился. Долгими зимними вечерами рассматривал я альбомы с фотографиями, читал тексты, написанные руками тех, кто здесь учился, и переживал вместе с ними тяжкое время сиротства. Еще раз обратился к бывшему директору музея, чтобы отдать эти материалы, а в ответ услышал: «Зачем мне этот хлам?».

Так и по настоящий день история школы-интерната из Хотимска находится у меня. Слышал, что многие выпускники интересуются ее историей. Они могут найти мой адрес и номер телефона в редакции.

Мы живем, и за рутиной повседневных дел не всегда задумываемся о прошлом, о том, что оно — наша история, о которой надо помнить. На собственной истории надо учиться, чтобы не допустить ошибок в будущем.

Валерий Коронкевич, г.п. Хотимск

Читайте также:

Ветеранами рулить легче, чем колхозом

Птичий «колхоз», который напоминает нашу жизнь

«Хотимский треугольник»

Ушел из жизни последний в районе ветеран войны…

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.