TOP

Почему удобно жить в Берлине и выступать на Родине

Скрипач Артем Шишков и виолончелист Иван Каризна заявили о себе как о талантливых музыкантах еще в студенческие годы. Можно долго перечислять, лауреатами каких конкурсов они становились. Теперь Иван живет в Париже, Артем — в Берлине, они играют на самых престижных концертных площадках вместе с выдающимися музыкантами. Но при первой же возможности выступают в Беларуси.

Вот и в марте они дадут серию концертов в разных городах Беларуси, а потом — в других странах Европы. Почему удобно жить в Берлине и выступать на Родине, рассказал Артем Шишков.

— Артем, вы успели пожить в нескольких городах Европы, но в итоге выбрали Берлин. Почему?

— В Берлине я осел вместе с Lipkind Quartet, когда мы решили переехать из Вены. Несколько лет репетиции квартета проходили там, пока музыканты не разъехались по разным европейским городам. С тех пор у нас нет постоянной репетиционной точки.

В Берлине мне удобно жить из практических соображений. Благодаря двум аэропортам можно очень быстро и сравнительно недорого добраться в любую точку Европы. Для концертирующего музыканта скорость передвижения очень важна. К сожалению, дома существует проблема получения виз, визу невозможно сделать в формате «сегодня на завтра». В свое время мне приходилось отменять выступления именно из-за этой бюрократической препоны. Теперь живу, работаю и плачу налоги в Германии, поэтому у меня есть круглогодичная европейская виза, а с белорусским паспортом мне всегда открыт въезд в страны СНГ.

— Говорят, что белорусские диаспоры держатся за счет эмигрантов первых волн и их детей, внуков — они хранят язык, традиции. Те, кто приезжает теперь, стараются быстрее ассимилироваться. Так ли это? Можно ли белорусу, приехавшему в Германию, рассчитывать на поддержку диаспоры?

— Честно говоря, так сложилось, что я не искал контактов с диаспорой, и она со мной тоже. Придерживаюсь такого правила: уважать традиции народа и законы страны, в которой живешь, и оставаться белорусом.

— Насколько подготовлена публика в белорусских малых городах, где нет Большого театра и филармонии, к концертам академической музыки?

— Составляя программу, мы помним, что нужно соблюдать баланс, с одной стороны, не перегружать концерт сложными для восприятия произведениями, а с другой — не идти на поводу у публики, играя только так называемую популярную классику.

Вообще, существуют произведения, понятные только узкому кругу специалистов, а иногда вообще лишь самому композитору. Но это случается, когда художник забывает о том, что в первую очередь музыка затрагивает нашу эмоциональную сферу и вязнет в интеллектуальных конструкциях — формулах, форме, поисках нового языка… В программе нашего мартовского тура — произведения, тесно связанные с фольклорной музыкой и основанные на ее мотивах. А эта музыка всегда говорит с человеком языком эмоций, и поэтому будет понятна не только профессионалам и любителям классики, но и людям, даже впервые пришедшим на наш концерт.

Вот вы спросили о готовности белорусской публики в малых городах к посещению академических концертов. На это я могу ответить, что самая лучшая и благодарная публика для меня — именно белорусская. Ее не обманешь. И дело здесь не в том, насколько она образованна, а в том, что она воспринимает «нутром» и чувствует, если ее пытаются одурачить.

Несколько лет назад я с коллегами давал концерты в 29 малых городах Беларуси. На этот раз наши с Иваном выступления состоятся в Пинске — 13 марта, в Бресте — 15, в Гродно — 16, в Витебске — 21, Гомеле — 24, в Минске, — 26 и в Барановичах — 27 марта. После этого наш тур продолжится в других странах Европы.

— В Италии билет в оперу стоит 200 евро, а у нас 10. Но это, на мой взгляд, ни о чем не говорит, ведь нужно понимать, сколько процентов дохода человек может потратить на театры, концерты. Не так давно в Минск приезжали известные оперные артисты и цены были, мягко говоря, заоблачными. А в Европе по карману сходить в театр людям со средним и даже невысоким доходом?

— Надо сказать, это заблуждение — то, что в Европе билеты на концерты стоят так дорого. Я бы сказал, что это более характерно для некоторых концертов в Минске. Насколько знаю, в Европе почти всегда есть вполне доступные билеты. Для студентов очень часто дешево продаются стоячие места. А на одной из стен Венской оперы, например, в летнее время устанавливают огромный экран, на котором транслируют представление совершенно бесплатно. Летним вечером люди сидят на специально приготовленных стульях, попивают австрийское пиво и наслаждаются оперой…

Вообще, я считаю, что билеты на концерты, особенно классические, не должны стоить несколько сот рублей, как иногда бывает в Минске, когда приезжают «звезды». Как в этом случае может преподаватель, студент позволить себе туда попасть? Некоторые организаторы должны больше думать о публике, а не о своих карманах. К слову, самые дорогие билеты на наши концерты в марте, за исключением столицы, не стоят и 20 рублей.

— Как часто удается приезжать домой? Какие перемены замечаете в Минске?

— В Беларуси я бываю несколько раз в году, в большинстве своем с концертами, но иногда и просто повидать семью и друзей, а также побыть на природе. В августе, например, планируем с друзьями сплав на плоту по одной из белорусских рек.

Перемены в Минске, конечно, происходят, но в них ничего уникального нет — город меняется, как любая столица: больше зданий, больше машин, больше рекламы и шума вокруг… Несмотря на то что вырос в столице, предпочитаю относительное спокойствие провинции или тишину деревни скоростям большого города.

Ксения Потоцкая

Читайте также:

Мама и дочь Ольховские: Из домохозяек в писатели

Ирина Егорова-Ковриго: «Если нет любви, никакие деньги не сделают тебя счастливой»

Регент Виталий Соболевский: «Музыка — это любовь»

Андрей Валентий: «У нас басов очень мало. Не идут ребята учиться на академических певцов»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.