Лукавая позиция
Итак, коронавирус продолжает множить число своих жертв. Кривая роста зараженных COVID-19 в Беларуси стремительно идет вверх. Практически с начала месяца Беларусь по темпам роста инфицированных оказалась в мировых лидерах. За это время их количество здесь увеличилось в 17 раз. Каждые сутки фиксируется от 200 до 500 человек вновь инфицированных.
Сегодня уже совершенно очевидно, что прежняя стратегия властей по локализации очагов заражения провалилась. Вирус давно вышел за очерченные границы.
Думаю, у А. Лукашенко долгое время существовала чистая и непорочная вера в эффективность белорусской социальной модели, которая имеет преимущество, особенно в период кризиса. Она основывалась на том, что в Беларуси сформирована сильная власть, жесткая исполнительная вертикаль, централизованное управление. Здесь, в отличие от Европы, гораздо больший контроль государства над обществом.
Государственные СМИ уверяют, что белорусская система здравоохранения является одной из лучших в мире. Здесь преобладает государственная медицина. По количеству больниц, коек, числу медицинских работников, аппаратов искусственной вентиляции легких на 100 000 населения и других показателям наша страна действительно выглядит хорошо на глобальном фоне. А. Лукашенко полагал, что, основываясь на этих преимуществах, Беларусь может остановить пандемию без карантина.
Но, увы, реальность оказалась иной.
Исходя из нормальной логики, сейчас стратегия борьбы с COVID-19 должна быть радикально изменена. Судя по всему, на введении карантина настаивало и руководство Минздрава. На совещании 7 апреля глава государства несколько раз повторял, обращаясь к медикам: «Ваша задача — не открывать кого-либо, закрывать, арестовывать и так далее… Вы занимаетесь своими делами».
Некоторая корректировка в позиции органов государственной власти произошла. Принято постановление правительства, предусматривающее меры по ограничению массовых мероприятий. Продлили каникулы в школах. Работники торговли и сферы обслуживания надели маски. В публичных местах появилась социальная реклама, призывающая людей к мерам предосторожности.
В то же время в своих действиях власти руководствуются указанием А. Лукашенко, что паника опаснее пандемии. И все делается, исходя из этой странной логики. Получается какой-то своеобразный кентавр, гибрид. Власти словно стесняются своих действий, будто прячутся. Например, футбольный матч в Витебске был отменен, но, как объявили, «из-за погодных условий».
И позиция государственных СМИ противоречива. С одной стороны, есть призывы к населению по возможности остерегаться, самоизолироваться. С другой стороны, БТ, вслед за президентом, говорит, что не надо излишне беспокоиться, коронавирус не такой и страшный, в этом году смертность от пневмонии еще ниже, чем раньше; не надо стрелять из пушки по воробьям. То есть звучит демобилизующая риторика. Ибо надо же поддерживать установку президента, что пандемия — это психоз.
В концентрированном виде позицию БТ можно проиллюстрировать такой репликой журналиста телеканала СТВ: «За Беларусью сейчас следят во всем мире и завидуют. Видят, что в мире есть лидер, которого не ломает невиданная информационная буря. Пришло время доказать, что Беларусь не истеричная барышня-подросток, закрывшая лицо под маской, а гордая республика-партизанка».
В результате такой безответственной информационной политики в столице можно наблюдать удивительный парадокс. В масках по улицам ходит в основном молодежь, которая не смотрит БТ. В то же время пожилые люди, для которых вирус гораздо более опасен, передвигаются без масок, ибо больше живут в телевизоре.
Сам А. Лукашенко и государственные СМИ объясняют отсутствие карантина опасением экономических потерь. Но, как признал президент на совещании 7 апреля, причины отказа от более жестких мер против распространения вируса не только экономические. Ибо отмена парада, спортивных, культурных, религиозных мероприятий не несет ущерба экономике. Есть и другие мотивы такого поведения белорусского лидера. Например, в Беларуси, в отличие от Европы, нет прямой электоральной зависимости властей от настроений общества.
Но разгадку такого поведения А. Лукашенко нужно искать в сфере психологии. Ему трудно признать свои ошибки, поменять позицию, пойти на поводу у населения, независимых СМИ и медицинского сообщества. В отличие от лидеров других государств, которые регулярно выступают перед народом, призывают к самоизоляции, наш президент всячески дистанцируется от темы борьбы с пандемией. Он не стал издавать президентский декрет или указ, предусматривающий меры по ограничению массовых мероприятий, а перепоручил это правительству. А сам демонстративно играет в хоккей.
Любопытная история произошла с миссией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая работала в Беларуси с 8 по 11 апреля. Долгое время государственные СМИ оправдывали отсутствие жестких мер в борьбе с COVID-19 ссылками на позицию этой международной структуры. Они утверждали, что якобы ВОЗ считает карантин неэффективным.
Миссия приехала, оценила обстановку, сделала выводы. Но их интерпретация оказалась удивительным образом перевернута. Государственное информационное агентство БелТА выводы этой организации подала под таким заголовком: «ВОЗ приветствует принимаемые Беларусью меры по борьбе с коронавирусом». Ведущий информационной передачи ОНТ в воскресенье заявил ничтоже сумняшеся, что, по мнению миссии, «более жесткий карантин не нужен».
На самом деле все было как раз с точностью до наоборот. 9 апреля представитель ВОЗ в Беларуси Батыр Бердыклычев заявил в парламенте, что в Беларуси важно принять более жесткие меры социального дистанцирования, ввести карантин. 11 апреля глава миссии ВОЗ Патрик О’Коннор констатировал, что Беларусь вошла «в новую фазу эволюции вспышки» и призвал отказаться от всех массовых мероприятий, в том числе и спортивных, перейти на удаленное обучение и снизить необязательное перемещение людей.
Любопытно, что в тот самый день, когда ВОЗ призывал прекратить спортивные соревнования, государственные СМИ с радостью сообщили, что хоккейная команда президента Беларуси сыграла очередной матч при заполненных трибунах. Иначе говоря, глава государства плевал с высокой колокольни на все рекомендации уважаемой организации.
Еще один примечательный сюжет. Министр здравоохранения Владимир Караник признал, что из почти 2 тысяч зараженных коронавирусом 301 являются медицинскими работниками. Совершенно очевидно, что это произошло из-за некачественных средств защиты или их нехватки.
Но ведь несколько недель сам министр, другие руководители Минздрава настойчиво уверяли, что система охраны здоровья хорошо подготовлена к пандемии, защитных костюмов и масок в достаточном количестве, медработники полностью всем обеспечены. И вот теперь сотни волонтеров по всей Беларуси вынуждены собирать деньги и средства индивидуальной защиты для медиков. Увы, реальная Беларусь сильно отличается от официозной.
Читайте также в рубрике «Диагноз»:
Все хорошо, прекрасная маркиза